Страница обновлена 12.07.2017

ПРИНЯТО                                                                                                                    

педагогическим советом ГОУ ЯО

Гаврилов-Ямской СКОШИ

Протокол №_________________

от  « ___»____20__г.   

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ  

Басова Е.И._______________


            

 

 

 

 

           ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

(Методические рекомендации)

 

Выполнение единого орфографического режима в начальной школе

Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по русскому языку в начальной школе

 1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по русскому языку учащимися школы с 1-ого по 4-й класс является обязательным.

1.2. В тетрадях оформляются письменные работы, сделанные в классе и дома.

1.3. Предусматривается несколько типов письменных работ в тетрадях; в соответствие с этим тетради делятся по назначению:

·                   тетради рабочие (2 шт.) для работ в классе и дома;

·                   тетрадь для контрольных работ;

·                   тетрадь для творческих работ со 2 класса;

1.4. Слабовидящие учащиеся используют тетради с четкой разлиновкой (12–18 листов). Разлиновка тетрадей с наклонной линией (1 класс и 2 класс I полугодие), разлиновка в узкую линию (2 класс II полугодие), разлиновка в широкую линию (3 класс – узкая линия I четверть; по усмотрению учителя – 4 класс). Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 больших листов, сложенных пополам).

1.5. Тетради для слабовидящих детей должны быть  в специальной (прозрачной) обложке, с одинаковым количеством листов у всех учеников.

1.6. В тетрадях ведутся записи систематически, аккуратно, с соблюдением требований орфографического режима.

2. Оформление обложки тетради по русскому языку

2.1. Оформление обложки:

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Рабочие

тетради

Тетрадь

для работ

 по русскому языку

ученика/цы/   2 класса

/Фамилия и Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

по русскому языку

ученика/цы/   2  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/   2  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/  2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для творческих работ

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/   2  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя  в родительном падеже/

 

Контрольная  работа за четверть

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Срезовая работа

Выполняется на отдельных листах со штампом

Срезовая работа

по русскому языку

за I четверть

(за I полугодие)

20__ – 20__ уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Выполняется на отдельных листах со штампом

Срезовая работа

 по русскому языку

за I четверть

(за I полугодие)

20__ – 20__ уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

Итоговая работа

по русскому языку

за 20  - 20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

по русскому языку

за 20  -20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, продублировать по плоскому.

2.5. В 1-ом и во 2-ом классах тетради для слепых учащихся подписывает учитель. В 3-4 классах – учащиеся самостоятельно.

ü На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу запрещается.

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся пишут только ручкой с черной пастой, ручку с зеленой пастой или карандаш используют для выделения частей слова, графических работ и составления схем.

Ручка с черной пастой — непременный атрибут школы слабовидящих. По исследованиям ученых, черный цвет является наиболее контрастным из всех, поэтому он и принят как обязательный. Следование этому правилу во всех классах слабовидящих способствует поддержанию порядка в тетрадях и классных журналах. Черный цвет обязателен так же, как в массовой школе обязателен синий цвет пасты. В случае если кто-то из детей лучше различает глубокий синий цвет, он обращается к врачу-офтальмологу, и тот дает заключение. Стоит учесть, что пишут дети не только для себя самих, но и для одноклассников (при взаимопроверке), и для учителя. Постоянное мотивированное требование учителя использовать при письме ручку с черной пастой приучает детей серьезнее относиться к тому, чем, как и для кого они пишут.

ü Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

4. Оформление записей.

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Запись числа обязательна:

В 1 классе учитель пишет только начальную букву месяца.

2 с.

В 1 полугодии 2 класса запись оформляется арабскими цифрами, название месяца записывается полностью.

2 сентября.

В 3-4 классе запись числа оформляется прописью.

 

Первое сентября.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы:

Первое сентября.

Классная работа.

4.3. В классной работе слово «упражнение» пишем.

4.4. При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы без записи числа:

Домашняя работа.

Упражнение №…

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение.

 При оформлении изложений необходима записьИзложение.

 

4.1. Запись числа обязательна:

В 1 классе учитель пишет начальную букву месяца.

2 с.

По мере изучения букв дети пишут сами.

В 1 полугодии 2 класса запись оформляется цифрами, название месяца записывается полностью.

Во II полугодии 2 класса, в 3 и 4 классе запись числа оформляется прописью.

Первое сентября.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы:

Первое сентября.

  Классная работа.

4.3. В классной работе слово «упражнение» пишем с сокращением.

4.4. При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы без записи числа:

Домашняя работа.

Упр. 321

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение.

 При оформлении изложений необходима записьИзложение.

 

 

ü Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях; для этого необходимо использовать только дневник. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

4.6. Запись в тетрадях следует начинать с самой  верхней строки.

4.7. Каждый вид работы выполняется с красной строки.

4.8. Между классной и домашней работами как в тетрадях слабовидящих, так и в тетрадях по Брайлю пропускаются 2 строки.

4.9. При проведении словарного или терминологического диктанта указывается вид работы: Словарный диктант или  Диктант.

     Если задание предполагает расположить материал в столбик, то выполнять работу нужно, начиная со строчной буквы, не ставя на строках запятые.

 

5. Исправление ошибок учащимися

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Запрещается:

ü перечеркивать ошибки несколько раз;

ü исправлять, написав нужную букву поверх ошибочной прямо в слове.

 

Если ошибка сделана в одной – двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то в первой клетке строки  и в последней клетке строки ставится шеститочие.

 

 

ü В контрольных и рабочих тетрадях слабовидящих не разрешается использование корректора.

 

6. Проверка тетрадей.

6.1. Учитель обязан регулярно осуществлять проверку тетрадей с целью установления:

·        наличия работ;

·        качества выполненных заданий, подлежащих оцениванию;

·        ошибок, допускаемых учащимися, для принятия мер по устранению этих ошибок.

6.2. Ошибки, допущенные учащимися в тетрадях, учитель помечает следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся:

В тетрадях слепых учащихся:

-       подчеркивает (зачеркивает);

-       надписывает правильный ответ;

-       выносит поясняющие пометки на поля.

-       подчеркивает ручкой;

-       подписывает правильный ответ плоским шрифтом (запись занимает не более двух строк);  

-       выносит поясняющие пометки на поля плоским шрифтом;

-       на полях ставит точку.

 

6.3. Ошибки, допущенные учащимися, выносятся учителем на поля:

·                                       орфографическая —  вертикальная «палочка», для слепых —  одна точка;

 

·                                       пунктуационная — «галочка», для слепых — две точки, одна под другой;

·                                        

 

·                                       грамматическая — «Г»; для слепых — «Г» (1,2,4,5)

 

 

 

·                                       речевая — «Р», для слепых — «Р», (1,2,3,5)

 

 

 

 

6.4. Ошибки, допущенные в различных разборах грамматического задания:

для слепых — ставим точку.

6.5. Отметка за работу в тетрадях слабовидящих ставится справа, высотой в рабочую строку. В рабочих тетрадях допускаются оценочные суждения, сделанные учителем. В тетрадях слепых детей отметка также записывается справа, дублируется плоским шрифтом. Оценочное суждение пишется по Брайлю. Допускается устное оценочное высказывание учителя при анализе работ.

 

7. Работа над ошибками

7.1. Работа над ошибками, допущенными в контрольных тетрадях по русскому языку, проводится систематически.

Через одну строку после отметки  записываем число и слова Работа над ошибками.

7.2. Исправлять ошибки нужно следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся

В тетрадях слепых учащихся

·  Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно с новой строки с большой буквы.

·  В слове обозначается орфограмма, на которую была допущена ошибка.

·  Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, после второго примера ставится точка.

·  Ошибка на допущенную орфограмму выделяется шестой (перед буквой) и третьей (после буквы); записывается верно с новой строки.

·  Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 3 и 6 точкой перед буквой, после второго примера ставится точка. Примеры записываются через запятую.

 

8. Обозначения по Брайлю

Состав слова:

приставка

 

 

3, 6 точки

корень

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

суффикс

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

окончание

 

 

3, 6 точки («тире»)

основа

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

Члены предложения: 

подлежащее

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

сказуемое

 

 

1, 2, 6 , 1, 2, 6 и 3, 4, 5, 3, 4, 5 точки («двойные математические скобки»)

дополнение

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

обстоятельство

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

определение

 

 

1, 2, 3, 4, 5 точки («ч» наоборот) с обеих сторон

 

Другие знаки:

знак транскрипции [ ]

 

«ь» и «ъ» знаки (1, 2, 3, 5, 6, и 2, 3, 4, 5, 6 точки)

знак мягкости

 

 

2 точка после буквы

орфограмма, которую надо обозначить

6 точка перед буквой и 3 точка после буквы

точка сокращения

 

 

 точка

 

ударение

 

 

 

4 точка перед буквой

 

 

Прежде чем производить разбор слова по составу или предложение по членам предложения в тетради, осуществить устный разбор слова или предложения.

 

Методика проведения диктанта по русскому языку

 для учащихся начальной школы

 

1.     Диктант проводится со вторника по четверг, на 2-3 уроках.

2.     Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на выполнение работы.

3.     Диктант по объёму и степени трудности должен соответствовать программным требованиям и нормам оценки знаний.

4.     Учитель знакомит учащихся с содержанием всего текста. Даёт пояснения непонятным словам, выражениям. Объясняет написание слов для справок.

5.     При выполнении грамматического задания учитель даёт необходимые пояснения.

6.     Ученик, обучающийся по смешанному типу, выполняет часть работы по РТШ. Текст должен быть без графических обозначений.

7.     После выполнения заданий даётся время для самопроверки. В течение урока проводится две релаксационные паузы через 15 минут.

 

 

                                                 Нормы оценок знаний

(начальная школа)

Контрольное списывание:

«5» – ошибок и исправление – 0;

«4» – ошибка – 1, исправление – 1;

«3» – ошибки – 2, исправление -1;

«2» – ошибки – 3, исправление – 1-2.

Диктанты:

«5» – ошибок и исправление – 0;

«4» – ошибка орфографическая – 1;

«3» – ошибки орфографические – 3-5;

«2» – ошибки орфографические – более 5.

 

Изложение и сочинение:

«5» – орфографических -0, пунктуационных – 0, исправления – 1-2;

«4» – орфографических – 2, пунктуационных – 1, речевые недочеты -3;

«3» – орфографических – 3-5, пунктуационных – 1-2, речевые недочеты -5;

«2» – орфографических – 5, пунктуационных – 3-4, речевые недочеты -6.

 

Плоский шрифт

(1-4 классы)

 

Класс

Монолог.

речь

(мин)

Техни

ка

чтения

 вслух

(слов в

мин)

Техни

ка

чтения

«про

 себя»

(слов в

мин.)

Объ

ем

дик

танта

(слов)

Объем

изло

жения

(слов)

Объем

работы

по

русс.

Яз.

(слов)

Контр

спис.

(слов)

Слов.

Дикт

(слов)

Сочин

(слов)

1

0,5

15-20

20-25

15-20

-

2/3 от диктанта

10-15

-

Устное предло

жение

(2-5 слов)

2

1

30-40

40-45

30-40

30-40

2/3 от диктанта

30-40

6-8

3-4 предложения на заданную тему (25-30 слов)

3

1,5

40-50

50-60

40-50

40-50

2/3 от диктанта

40-50

8-10

5-6 предложений 40-50 слов

4

2

60-70

75-90

60-70

60-70

2/3 от диктанта

50-60

10-12

60-70

слов

 

 

Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по математике в начальной школе

 

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по математике учащимися школы с 1-го по 4-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

·                       тетради рабочие (2 шт.) для письменных работ в классе и дома;

·                       тетрадь для контрольных работ.

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в крупную клетку из 12–18 листов. Для учащихся очень плохо видящих – особая разлиновка. При необходимости увеличивать текст в 2 раза. Размер клетки подбирается индивидуально по показаниям тифлопедагога и врача-офтальмолога.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. Поля проводятся красной пастой или карандашом красного цвета (от края листа 3 клетки, если тетрадь в крупную клетку; от края листа 5 клеток, если тетрадь в мелкую клетку).

 Тетради слабовидящих учащихся должны быть в прозрачной обложке.

1.5. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 2 класса

Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Срезовая работа

Выполняется на отдельных листах

Срезовая работа

 по математике

за I четверть

(за I полугодие)

20_  – 20_  уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Выполняется на отдельных листах

Срезовая работа

 по математике

за I четверть

(за I полугодие)

20_  – 20_  уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

Итоговая работа

по математике

за 20  – 20  уч. год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

по математике

за 20  -20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, продублировать плоским шрифтом.

ü На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу  запрещается.

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся ведут записи только шариковой ручкой с черной пастой. Учащийся может вести записи синей пастой только при наличии справки от офтальмолога или школьного научно-практического медико-психолого-педагогического консилиума с соответствующими рекомендациями.

3.2. Для выполнения графических работ необходимо использовать зеленую пасту и простой карандаш. Для проведения прямых линий необходимо использовать линейку.

ü Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

4. Оформление записей

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 3 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число записывается арабскими цифрами, месяц — прописью;

 

 

 

 

·        запись названия работы:

Классная работа

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 2 клетки.

ü  На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. Запись задания на дом в классах слабовидящих детей делается в дневнике.

 

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

Если запись ведется в столбик, то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 3 клеток.

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число записывается арабскими цифрами, месяц — прописью; с 7 клетки

Со II полугодия 4 класса запись числа цифрами с 3 клетки:

11.01.

Под числом, с 3 клетки следует запись названия работы.

Классная работа

Номер задания записывается посередине строки с 7 клетки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 клетку.

ü  На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

 

 

 

5. Исправление ошибок учащимися

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Не допускается:

ü   перечеркивать ошибки несколько раз;

ü   исправлять, написав правильный ответ поверх неверной записи;

ü   использовать корректор.

Если ошибка сделана в одной-двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то ставится шеститочие в первой клетке и в последней.

 

 

6. Рекомендации по оформлению некоторых видов заданий

6.1. При оформлении примера на «порядок действий» каждое действие должно быть записано и пронумеровано. Номер действия ставится с круглой (математической по Брайлю) скобкой. Например:

15 + 108 : 3 = 51

1) 108 : 3 = 36

2) 15 + 36 = 51

6.2. При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических по Брайлю) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространенной форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

При решении задачи по действиям или выражением не являются обязательными краткая запись условия и пояснения к действиям.

7. Исправление ошибок учителем

7.1. Исправление ошибок и пометки, связанные с ошибками учитель делает красной пастой.

7.2. В тетрадях слабовидящих учащихся учитель помечает ошибки следующим образом:

·                        подчеркивает;

·                        зачеркивает;

·                        подписывает правильный ответ;

В тетрадях слепых учащихся любая ошибка отмечается и красной пастой «палочкой» на полях, и грифелем точкой на поле соответствующей строки. Также можно ошибку подчеркнуть, зачеркнуть, подписать правильный ответ. Выполнение исправлений плоским шрифтом требуется для того, чтобы зрячему учителю при объяснении учащемуся допущенных ошибок не нужно было заново перечитывать запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом.

7.3. Отметка за работу ставится под работой справа. В тетрадях для слепых учащихся отметка дублируется по Брайлю.

 

8. Работа над ошибками

8.1. В тетради для контрольных работ работа над ошибками выполняется обязательно при наличии неудовлетворительной отметки. В остальных случаях работа над ошибками в контрольных тетрадях выполняется всеми учениками.

8.2. В рабочей тетради работа над ошибками выполняется по указанию учителя.

 

Методика проведения контрольной работы по математике

для учащихся начальной школы

1.     Контрольная работа проводится со вторника по четверг, на 2-3 уроках.

2.     Учитель создает спокойную, деловую обстановку, благоприятный психологический настрой на выполнение контрольной работы.

3.     Каждый ученик получает свой экземпляр работы, выполненный шрифтом 24 или РТШ (по рекомендации врача-офтальмолога).

4.     Учитель знакомит учащихся с контрольной работой, делает необходимые пояснения по выполнению заданий. Напоминает, чтобы учащиеся проверили работу после выполнения.

5.     Задания по объёму и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

6.     Контрольная работа должна содержать задания разного уровня сложности: обязательный, повышенной сложности.

7.     Учащиеся, пишущие рельефно-точечным шрифтом, могут записывать условия, решения и ответы в сокращённом варианте (по рекомендации врача-офтальмолога).

8.     Релаксационная пауза проводится через 7-20 минут после начала урока.

 

 

 

Выполнение единого орфографического режима в средней и старшей школе

 

Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по русскому языку в 5-10 классах школы

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по русскому языку учащимися школы с 5-ого по 10-й класс является обязательным.

1.2. В тетрадях оформляются письменные работы, сделанные в классе и дома.

1.3. Предусматривается несколько типов письменных работ в тетрадях; в соответствие с этим тетради делятся по назначению:

·                   тетради рабочие (2 шт.) для работ в классе и дома;

·                   тетрадь для контрольных работ;

·                   тетрадь для творческих работ;

1.4. Слабовидящие учащиеся используют тетради с четкой разлиновкой (16–18 листов). Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 больших листов, сложенных пополам).

1.5. Тетради для слабовидящих детей  должны быть  в специальной (прозрачной) обложке.

1.6. В тетрадях ведутся записи систематически, аккуратно, с соблюдением требований орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради по русскому языку

2.1. Оформление обложки:

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Рабочие

тетради

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученика/цы/   5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Справа отступить 7 клеток, сверху – 7 строчек и написать слово «Тетрадь»; последующие строки писать с 4 клетки:

Тетрадь

для работ

 по русскому языку

ученика/цы/   5  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

После записи по Брайлю подписать тетрадь плоским шрифтом

Тетради для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/   5  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Справа отступить 7 клеток, сверху – 7 строчек и написать слово «Тетрадь»; последующие строки писать с 3 клетки:

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/  5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для творческих работ

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/   5  класса

 

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/ 5 класса

 

/Фамилия и полное Имя  в родительном падеже/

 

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Итоговые работы за год

Итоговая работа

по русскому языку

за 2010 – 2011уч. год

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Итоговая работа

по русскому языку

за 2010 – 2011уч. год

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Экзаменационные работы

 

 

 

ü На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу запрещается.

 

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся пишут только ручкой с черной пастой, ручку с зеленой пастой или карандаш используют для выделения, подчеркивания по линейке и составления схем.

Ручка с черной пастой — непременный атрибут школы слабовидящих. По исследованиям ученых, черный цвет является наиболее контрастным из всех, поэтому он и принят как обязательный. Следование этому правилу во всех классах слабовидящих способствует поддержанию порядка в тетрадях и классных журналах. Черный цвет обязателен так же, как в массовой школе обязателен синий цвет пасты. В случае если кто-то из детей лучше различает глубокий синий цвет, он обращается к врачу-офтальмологу, и тот дает заключение. Стоит учесть, что пишут дети не только для себя самих, но и для одноклассников (при взаимопроверке), и для учителя. Постоянное мотивированное требование учителя использовать при письме ручку с черной пастой приучает детей серьезнее относиться к тому, чем, как и для кого, они пишут.

Морфемный, словообразовательный, синтаксический разборы выполняются зелёной пастой.

ü Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

 

4. Оформление записей.

4.1. Запись числа обязательна:

Первое сентября (прописью).

Красная строка для пишущих по Брайлю – 2 клетки справа отступить, на третьей писать.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы и темы с красной строки:

 

Слабовидящие

Слепые

Первое сентября

Корень слова

 

Первое сентября

Корень слова

4.3.При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы:

Домашняя работа

 

 

 

Упражнение №…

 

 

 

 

 

 

ü Допускается сокращение слова «упражнение» в домашней работе «Упр. 25». В классной работе слово «упражнение» можно не писать.

 

4.3.При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы:

Домашняя работа

 

 

 

Упражнение №…

4.4. В тетрадях по Брайлю запись числа, темы может начинаться с любой клетки в зависимости от того, насколько длинной она будет, так как готовая запись должна располагаться посередине строки.

ü Допускается сокращение слова «упражнение» в домашней работе «Упр. 25». В классной работе слово «упражнение» можно не писать.

 

 

 

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение. При оформлении изложений необходима запись Сжатое изложение или  Изложение.

ü Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях; для этого необходимо использовать только дневник. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

4.6. Запись в тетрадях следует начинать с самой верхней строки.

4.7. Каждый вид работы выполняется с красной строки. Перенос слова осуществляется по правилам орфографии. Следует оставлять пустую клетку для знака переноса.

4.8. Между классной и домашней работами как в тетрадях слабовидящих, так и в тетрадях по Брайлю пропускаются 2 строки.

4.9. При проведении словарного или терминологического диктанта указывается вид работы: Словарный диктант. Слова записываются через запятую. Допустима запись слов в столбик (без нумерации) для возможного исправления рядом с ошибочно написанным словом.

При написании последнего слова в строке, необходимо соотнести количество букв в слове с количеством оставленных клеток. Если слово не входит и его нельзя перенести по правилам орфографии, то его необходимо писать на следующей строке.

Если работа выполняется без номера, то ее от предыдущей не надо отделять чистой строкой, иначе она может быть отнесена к той, которая значится под номером.

   5. Исправление ошибок учащимися

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Запрещается:

ü перечеркивать ошибки несколько раз;

ü исправлять, написав нужную букву поверх ошибочной прямо в слове.

 

Если ошибка сделана в одной-двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то напротив этой строки на полях ставится точка и строка переписывается ниже.

Если ошибка замечена не сразу, то на полях соответствующей строки ставится точка, а исправление делается в конце работы.

Допускается отметка ошибки подкалыванием неверно написанной буквы снизу.

 

 

ü В контрольных и рабочих тетрадях слабовидящих не разрешается использование корректора.

 

6. Проверка тетрадей.

6.1. Учитель обязан регулярно осуществлять проверку тетрадей с целью установления:

·        наличия работ;

·        качества выполненных заданий, подлежащих оцениванию;

·        ошибок, допускаемых учащимися, для принятия мер по устранению этих ошибок.

6.2. Ошибки, допущенные учащимися в тетрадях, учитель помечает следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся:

В тетрадях слепых учащихся:

-       подчеркивает (зачеркивает);

-       надписывает правильный ответ;

-       выносит поясняющие пометки на поля.

-       подчеркивает ручкой;

-       подписывает правильный ответ плоским шрифтом;

-       выносит поясняющие пометки на поля плоским шрифтом;

-       подкалывает неверно написанную букву или пунктуационный знак снизу, на полях ставит соответствующий знак по Брайлю.

 

6.3. Ошибки, допущенные учащимися, выносятся учителем на поля:

·                                       орфографическая —  вертикальная «палочка», для слепых —  одна точка;

 

·                                       пунктуационная — «галочка», для слепых — две точки, одна под другой;

 

·                                       грамматическая — «Г»; для слепых — «Г» (1,2,4,5)

 

·                                       речевая — «Р», для слепых — «Р», (1,2,3,5)

·                                       логическая — «Л», для слепых — «Л», (1,2,3);

 

 

·                                       фактическая — «Ф», для слепых — «Ф», (1,2,5)

 

·                                       стилистическая — «Ст», для слепых — три точки сверху вниз,  «курсив».

 

 

 

6.4. Ошибки, допущенные в различных разборах грамматического задания:

для слепых — точка.

                                                           

 

 

 

6.5. Отметка за работу в тетрадях слабовидящих ставится справа, высотой в рабочую строку. В тетрадях слепых детей отметка также записывается справа красной пастой. Отметка дублируется по Брайлю. Отметка за диктант или творческую работу слабовидящих учащихся, пишущих по смешанному типу, выставляется и в тетради по плоскому, и в тетради по Брайлю. Допускается устное оценочное высказывание учителя при анализе работ.

6.6. В контрольных и творческих тетрадях после диктантов, сочинений и изложений подсчет ошибок не производить.

 

7. Работа над ошибками

7.1. Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку, проводится систематически.

Слова Работа над ошибками пишутся на следующей строке после отметки.

7.2. Исправлять ошибки нужно следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся

В тетрадях слепых учащихся

·  Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно, с новой строки с большой буквы.

·  В слове обозначается орфограмма, на которую была допущена ошибка.

·  Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, после второго примера ставится точка.

·  Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно, с новой строки.

·   Орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 6 точкой перед буквой.

·  Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 6 точкой перед буквой, после второго примера ставится точка.

 

8. Обозначения по Брайлю

Состав слова:

приставка

 

 

3, 6 точки

корень

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

суффикс

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

окончание

 

 

3, 6 точки («тире»)

основа

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

 

 

Члены предложения:  

подлежащее

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

сказуемое

 

 

1, 2, 6 , 1, 2, 6 и 3, 4, 5, 3, 4, 5 точки («двойные математические скобки»)

дополнение

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

обстоятельство

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

определение

 

 

1, 2, 3, 4, 5 точки («ч» наоборот) с обеих сторон

 

Знак большой буквы (4,5 точки) ставится: 

·        перед именами собственными;

·        в прямой речи

·        начало предложения

В 5-10 классах пропуск знака большой буквы считается ошибкой, и за это снижается отметка.

Другие знаки:

знак транскрипции [ ]

 

«ь» и «ъ» знаки (1, 2, 3, 5, 6, и 2, 3, 4, 5, 6 точки)

знак мягкости

 

 

5 точка после буквы

пропущенная буква (орфограмма, которую надо обозначить)

6 точка перед буквой

точка сокращения

 

 

3 точка

ударение

 

 

4 точка перед буквой

 

Прежде чем произвести разбор слова по составу или предложения по членам предложения, слепые учащиеся производят устный разбор слова или предложения, а затем оформляют письменно.

Методические рекомендации по проведению диктанта

по русскому языку

для учащихся 5-10 классов

         Диктант проводится со вторника по четверг, на 2 – 4 уроках.

1.           Учитель создает благоприятный психологический настрой на выполне­ние работы.

2.           Диктант по объему и степени трудности должен соответствовать про­граммным требованиям и нормам оценки знаний.

3.           При выполнении грамматического задания учитель дает необходимые пояснения.

4.           Учащиеся, обучающиеся по смешанному типу, выполняют часть работы РТШ. Текст должен быть без графических обозначений.

5.           После выполнения грамматического задания ученику дается время для самопроверки.

6.           В течение урока проводятся две релаксационные паузы через 15 минут.

 

 

Нормы оценок знаний

(5-10 классы)

 «5» – безошибочная работа, 1  орф. и 1 негр.  ошибки;

«4» – 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки;

«3» – 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 3 орф. и 5 пункт.

«2» – 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

 

Контрольный словарный диктант:

«5» –  безошибочная работа;

«4» – 2 орфографические ошибки и 2 пунктуационные ошибки;

«3» – 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки  или

       3 орфографические и 5  пунктуационных ошибок;

«2» – 7 орфографических ошибок и 7 пунктуационных.

 

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

(5-10 классы):

«5» – орфографическая -1, или пунктуационная – 1, или грамматическая -1, или речевая  – 1;

«4» – орфографические – 2, пунктуационные – 2, или грамматических -2;

«3» – орфографические – 4, пунктуационные – 4, грамматические -4;

«2» – орфографических – 7, пунктуационных – 7, грамматические -7.

                                                     Плоский шрифт

(5-10 классы)

 

Класс

Монолог.

речь

(мин)

Техни

ка

чтения

 вслух

(слов в

мин)

Техни

ка

чтения

«про

 себя»

(слов в

мин.)

Объ

ем

дик

танта

(слов)

Объем

изло

жения

(слов)

Объем

работы

по

русс.

Яз.

(слов)

Контр

спис.

(слов)

Слов.

Дикт

(слов)

Сочин

(стр)

5

2

200

140

80

70-105

50

70

15

0,5-1,0

6

2

250

150

95

105-140

60

80

20

1,0-1,5

7

3

270

180

100

140-175

60

85

25

1,5-1,8

8

3

300

210

120

175-240

80

-

30

1,8-2,0

9

4

330

240

135

240-315

80

-

32

2,0-2,5

10

4

350

270

145

240-315

85

-

40

2,5-3,0

 

Методические рекомендации по ведению тетрадей по математике в 5-10 классах

 

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по математике (алгебре, геометрии) учащимися школы с 5-го по 10-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

·                       тетрадь рабочая (2 шт.) для письменных работ в классе и дома;

·                       тетрадь для контрольных работ (единая по алгебре и геометрии).

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную) из 12–18 листов. Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 – 10 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. Тетради слабовидящих учащихся должны быть в прозрачной обложке.

1.5. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

       по математике

  ученика/цы/ 5 класса

  

  /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

 

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

  по математике

 ученика/цы/ 5 «а» класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Экзаменационная работа

 

Экзаменационная работа

по математике

за курс основной школы

ученика(цы) 10  класса

Ф.И.

Экзаменационная работа

 по математике

за курс основной школы

  ученика/цы/ 10 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Экзаменационная работа

 

 

 

 

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать по плоскому.

ü  

На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу  запрещается.

 

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся ведут записи шариковой ручкой с черной пастой. Учащийся может вести записи синей пастой только при наличии справки от врача-офтальмолога с соответствующими рекомендациями.

3.2. Для выполнения графических работ необходимо использовать цветную пасту (кроме красных тонов) и простой карандаш. Для проведения прямых линий необходимо использовать линейку.

ü Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

 

4. Оформление записей

 

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

 

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами;

·        запись названия работы:

Классная работа

 

 

·        запись названия работы в 5–6 классах:Классная работа, или темы в 5–10 классах:Линейное уравнение.

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 клетку.

ü На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. Запись задания на дом в классах слабовидящих детей делается в дневнике.

 

ü Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами с 3 клетки:

11.01.

 

Под числом с 3 клетки следует запись названия работы.

Классная работа

·        запись названия работы в 5–6 классах:Классная работа, или темы в 5–10 классах:Линейное уравнение.

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 строку.

На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

 

 

5. Исправление ошибок учащимися

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Не допускается:

ü   перечеркивать ошибки несколько раз;

ü   исправлять, написав правильный ответ поверх неверной записи;

ü   использовать корректор.

Если ошибка сделана в одной – двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то ставится шеститочие в первой клетке и в последней.

 

 

 

6. Рекомендации по оформлению некоторых видов заданий

6.1. Если при записи преобразования выражения или уравнения по Брайлю не хватает одной строки, то в конце строки ставится знак переноса: 5 точка, если не нужно было пропускать клетку и 6 точка, если клетка должна была быть пропущена, после чего запись продолжается на следующей строке.

6.2. При оформлении примера на «порядок действий» каждое действие должно быть записано и пронумеровано. Номер действия ставится с круглой (математической по Брайлю) скобкой. Например:

15 + 108 : 3 = 51

1) 108 : 3 = 36

2) 15 + 36 = 51

6.3. При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических по Брайлю) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространенной форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

При решении задачи по действиям или выражением не являются обязательными краткая запись условия и пояснения к действиям.

6.4. При решении задачи уравнением (системой уравнений) в 5–10 классах обязательна запись, поясняющая введенные переменные. При записи уравнения и в процессе его решения наименования не ставятся. Если после решения уравнения необходимы дополнительные действия, то при их выполнении наименование ставится так, как описано в п. 6.3.

6.5. При записи решений уравнения необходимо указывать факт умножения или деления обеих частей уравнения на число (выражение).

Запись ответа обязательна.

При записи решения системы уравнений запись ответа также обязательна.

6.6. Задачи по геометрии оформляются по образцу:

Вариант 1.

                                          Задача № 17.

              Дано:                                       Решение:

             …                                                        …

                Найти:

           …

                Ответ:….

Вариант 2.

                                            Задача № 23.

                Дано:                                               Решение:

                …                                                     ….

                Доказать:                              …, ч. т. д.

                …

При необходимости перед записью «дано» делается рисунок.

6.7. При проведении терминологического диктанта указывается вид работы: Терминологический диктант.

Слова записываются через запятую. Допустима запись слов в столбик (без нумерации) для возможного исправления рядом с ошибочно написанным словом.

 

7. Исправление ошибок учителем

7.1. Исправление ошибок и пометки, связанные с ошибками учитель делает красной пастой.

7.2. В тетрадях слабовидящих учащихся учитель помечает ошибки следующим образом:

·                        подчеркивает;

·                        зачеркивает;

·                        подписывает правильный ответ;

·                        выносит поясняющие пометки на поля тетради;

·                        наличие любой ошибки отмечается с помощью вертикальной черты («палочки») на полях в соответствующей строке.

В тетрадях слепых учащихся любая ошибка отмечается и красной пастой «палочкой» на полях, и грифелем точкой на поле соответствующей строки. Также можно ошибку подчеркнуть, зачеркнуть, подписать правильный ответ. Выполнение исправлений плоским шрифтом требуется для того, чтобы зрячему учителю при объяснении учащемуся допущенных ошибок не нужно было заново перечитывать запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом.

7.3. Отметка за работу ставится под работой справа. В тетрадях для слепых учащихся отметка дублируется по Брайлю.

 

8. Работа над ошибками

8.1. В тетради для контрольных работ работа над ошибками выполняется обязательно при наличии неудовлетворительной отметки. В остальных случаях работа над ошибками в контрольных тетрадях выполняется учеником по указанию учителя.

8.2. В рабочей тетради работа над ошибками выполняется по указанию учителя.

 

Методика проведения контрольной работы по математике

для учащихся 5-10 классов

1.  Контрольная работа проводится со вторника по четверг, на 2- 4 уроках.

2.            Учитель создает спокойную, деловую обстановку, благоприятный психологический настрой на выполнение контрольной работы.

3.            Каждый ученик получает свой экземпляр работы, выполненный шрифтом 24 или РТШ (по рекомендации врача – офтальмолога).

4.            Учитель делает необходимые пояснения по выполнению заданий. Просит, чтобы учащиеся вспомнили правила, необходимые для выполнения заданий. Напоминает, чтобы учащиеся проверили работы после их выполнения.

5.            Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

6.            Контрольная работа должна содержать задания разного уровня сложности (обязательный, повышенной сложности).

7.            Учащиеся, пишущие рельефно – точечным шрифтом, могут записывать условия, решения и ответы в сокращенном варианте (по рекомендации школьного консилиума).

8.            Геометрический материал для учащихся, выполняющих работу РТШ, прилагается в объемном виде.

9.            Релаксационная пауза проводится через 17-20 минут после начала урока.

 

                                        Методические рекомендации

по ведению тетрадей по Брайлю

на уроках физики, химии.

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по физике, по химии учащимися школы с 7-го по 10-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

·                       тетрадь рабочая (1шт.) для письменных работ в классе и дома;

·                       тетрадь для контрольных и лабораторных работ по физике и химии;

·                        практических работ по физике;

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную). Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 – 12 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ

 по физике

ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

   по физике

  ученика/цы/ 7 класса

    /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

 

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

 ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

2.2.  Сверху отступить 7 строк, справа 7 клеток и написать слово «тетрадь». 2.3. Последующие строки писать с третьей клетки.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать плоским шрифтом.

 

 

 

 

4. Оформление записей

 

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 3 клеток.

 

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами на полях;

 

 

·        запись названия темы урока в 7–10 классах

 

 

 

 

ü Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке.

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

Если запись ведется в столбик, то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 3 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

·        запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами на полях

11.01.

·        запись названия темы урока в 7–10 классах с красной строки

·                С красной строки написать номер задания №75 (знак № ставится непосредственно перед цифровым знаком числа).

·        Решение записывать с первой клетки.

·                Если необходимо, то слова «Дано»,«Ответ», «Решение» писать на отдельной строке с красной строки, так как такая запись облегчает ориентировку в тетради.

·                Виды работ отделяются номером. Если номера нет, то одной чистой строкой.

·                При написании химических, физических символов нельзя разрывать символ и писать его на разных строках. Например,

5%,  2,     7° ,     НгSО .

·                Если запись не входит на строку, то текст переносить, используя 2 знака переноса: 5 или 6 точку. 5 точка ставится, если на месте переноса не должно быть пустой клетки, а 6 точка, если на месте переноса должна быть пустая клетка. Обязательно оставлять пустую клетку для переноса.

·                Между домашней и классной работой необходимо пропустить одну строку; с красной строки написать слова «Домашняя работа».

 

ü Допускается в тетрадях слепых учащихся запись домашнего задания в тетрадях.

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке. В тетрадях слепых детей оценка дублируется по системе Брайля, а ошибки намечаются проколом с помощью грифеля на полях в конце той строки, где допущены ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации тифлопедагога по программе для слабовидящих

В связи с неподготовленностью к школе, обедненностью сенсорного опыта слабовидящих детей в программах по русскому языку и математике первого года обучения расширен подготовительный период.

В курсе русского языка в этот период начинается работа по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и образом предмета, подготовка глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому языку.

В курсе математики подготовительный период начинается с занятий по кон­кретизации представлений о форме, величине, количестве и пространственном по­ложении предметов, привитию навыков работы по инструкции учителя со счетным материалом и иллюстрациями в учебнике, формированию умения ориентироваться в пространстве. На всех этапах обучения математике усилено внимание к выработке навыков устного счета, формированию геометрических представлений, выполнению
чертежно-измерительных работ.                                                                                     

В программах по «Ознакомлению с окружающим миром» уделить внимание предметным уроком, экскурсиям и практическим занятиям, что позволяит обогатить представления учащихся об окружающей действительности.                                        I

В тему «Организм человека и охрана его здоровья» изучить материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению учащимися навыками гигиены и охраны зрения.                                                                                               

Программы по ИЗО, физической культуре и трудовому обучению разработать с учетом особенностей развития слабовидящих школьников и ориентировать на использование специфических средств и форм работы по этим предметам.                

Особенность программы по ИЗО состоит в подборе объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обратить на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слабовидящих
учащихся.                                                                                                                          

По физической культуре заменить некоторые виды упражнений, изменить нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков зрительно-пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением.

По трудовому обучению подобрать виды занятий по самообслуживанию, тех­ническому и сельскохозяйственному труду. Для этих занятий подобрать виды и объекты труда, способствующие развитию предметно-практической деятельности, обеспечивающей последовательное овладение более сложными видами работ и уча­стие в общественно-полезном труде.

Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития и компенсации нарушенных функций в процессе обучения проводить в сочетании со специальными индивидуальными и малогрупповыми коррекционными занятиями (ЛФК, ритмика, исправление речевых недостатков, развития зрительного воспри­ятия, СБО).

Взаимосвязь этих занятий с обучением общеобразовательным предметам создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познаватель­ной деятельности и качеств личности учащихся.

Во всех программах усовершенствовать структуру, усилить метапредметные связи, определить и раскрыть коррекционные задачи обучения в школе слабовидя­щих применительно к каждому предмету.

Занятия по музыке проводятся в соответствии с программой массовой школы. (Рекомендации музыкального работника – печатание текстов, песен для детей).

Требования к знаниям и умениям учащихся специальных общеобразователь­ных школы для слабовидящих соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы.

 

Чтение

Рекомендуется чтение текстов по специальным учебникам для слабовидящих.

                                                         Чтение на уроке

1 класс -1 стр. – слогами, словами  100-120 слов (15-20 сл в 1 мин)

2 класс – до 3 стр. – трудные слова слогами, словами (200 – 250 слов текст), (30-40 сл. в мин.) Чтение дома, объем книг от 8 до 30 стр.)

      3 класс – до 5 стр. – 50-60 сл. в 1 мин вслух, про себя 60-70 слов.

      4 класс – до 7 стр. – словами 70-80 слов в мин; про себя 80-100 сл. в мин. Чтение книг по теме 8-15 стр.

 

Русский язык

Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер и не могут считаться контрольными работами.

Составной частью обучения русскому языку в школе слабовидящих является формирование и совершенствование графических навыков.

В отличие от общеобразовательной школы, в школах для слабовидящих нет необходимости в выработке каллиграфии у учащихся. Однако письмо должно быть четким, аккуратным, понятным и соответствовать нормам русского письма. Пра­вильное написание рукописных букв должно в дальнейшем закрепляться на всех уроках грамматики, правописания и развития  речи.

      В I-IV классах в содержание графических упражнений входит письмо труд­ных для учащихся букв и их соединений, чистописание по 5-8 мин. на каждом уроке грамматики, списывание рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, а также исправление графических ошибок, допущенных детьми в предыдущих рабо­тах.

Письмо

1  класс – Написание предложения, состоящего из 2-3 слов, после       анализа.

2  класс – письменное изложение текстов (20-30 слов),

5-8 мин – чистописание буквы (строчные и заглавные), списывание текста из учебника (20-30 слов), письмо под диктовку (30-40 слов).

3  класс – изложение текста (40-60 слов по плану), чистописание 5-8             мин, письмо строчных и заглавных букв, ускоренное связное письмо слов и предложений. Письмо под диктовку 50-60 слов.                                                                                    

4  класс – изложение текста 70-80 слов по самостоятельно составленному плану, чистописание – совершенствование навыков письма, записать под диктовку текст – 60-70 слов, списывать текст объемом 50-60 слов.

Математика

Наряду с общими задачами развития школьников в обучении слабовидящих детей есть специальная задача – коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных нарушением зрения. Включать дополнительный материал по ориентировке в пространстве. Чаще заменять письменные вычисления устными, особенно с низким зрением. Устные вычисления освобождают детей в ряде случаев от математических записей. Это способствует снижению нагрузки на зрение детей. Учитель экономит время, получает возможность обогатить содержание урока новыми разнообразными видами работ, развивающими математическое мышление. Кроме того, прочные навыки устных вычислений необходимы учащимися как для получения дальнейшего образования, так и для повседневной жизни.

Объем письменных работ слабовидящих учащихся составляет от объема работ нормальновидящих 70%.

 

Нормативы по выполнению домашнего задания

Предельная норма нагрузки при выполнении домашних заданий, соблюдая охранительный режим (зрительная нагрузка при письме 15 мин, в старших – 20-30 мин., перерывы с выполнением упражнений для снятия напряжения с глаз 15 мин.)

В 1 классе нет домашних зданий;

во 2 классе – до 1 часа;

в 3 – 4 классах – до 1,5 часов;

в 5 – 6 классах – до 2 часов;

в 7 – 10 классах – до 2,5 часов;