Страница обновлена 12.07.2017
Страница обновлена 28.12.2013

Принято                                                                              Педагогическим советом

ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ                                               

Протокол № 1   от 28.08.2013 

          Утверждаю:___________________                                             

           Директор

           ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ

           Басова Е.И.

           «28»  августа 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

Положение    о бесплатном пользовании педагогическими работниками  методическими и информационным ресурсами

 

 

I. ОБЩИЕ   ПОЛОЖЕНИЯ:

 1.1    Настоящее положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», «О библиотечном деле», на  основании приказа от 1 марта 2004 г. № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждений общего образования РФ», о ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

         Положение разработано в соответствии с ФГОС НОО, СанПиН, Уставом Учреждения.

Настоящее  Положение является локальным актом к Уставу  ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская СКОШИ.

 1.2. Библиотека является структурным подразделением, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно – информационными ресурсами.

1.3. Деятельность библиотеки   не противоречит  Уставу.

1.4.Библиотека   руководствуется в своей деятельности федеральными законами,  указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями  Правительства Российской  Федерации  и  исполнительных  органов субъектов Российской Федерации, решениями органов образования, Уставом,  настоящим Положением.

1.5.Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности,    приоритета    общечеловеческих    ценностей,    гражданственности, свободного развития личности.

1.6.Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и  Правилами  пользования      библиотекой.

1.7.Школа-интернат  несет ответственность за доступность  и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

 II. ЦЕЛИ БИБЛИОТЕКИ:

 2.1. Формирование общей  культуры личности обучающихся на основе  усвоения обязательного  минимума  содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей  природе, Родине, формирование здорового образа жизни.

 III. ЗАДАЧИ  БИБЛИОТЕКИ:

 3.1. Обеспечение   участникам   образовательного   процесса  (обучающимся,  педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям)  доступа  к  информации,  знаниям,  идеям,  культурным  ценностям  посредством  использования  библиотечно-информационных   ресурсов гимназии  на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических издании); магнитном (фонд аудио-книг); цифровом (CD – диски)  и иных носителях;

3.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся,  развитии их творческого потенциала;

3.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

 IV. ФУНКЦИИ  БИБЛИОТЕКИ:

 4.1. Формирование  фонда библиотечно – информационных ресурсов школы-интерната:

·         комплектация  универсального фонда учебными, художественными,  научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных  носителях информации;

·         аккумуляция  фонда    документами, создаваемыми   в школе-интернате (публикаций и работ педагогов школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

·         осуществление  размещения, организацию и сохранность документов;

4.2. Создание  информационной продукции:

·         осуществление  аналитико-синтетической переработки информации

·            организация и ведение  справочно-библиографического  аппарата:  каталоги (алфавитный,    систематический),    картотеки    (систематическую    картотеку    статей, тематические    картотеки), электронный  каталог, базы    данных;

·         разработка  рекомендательных библиографических  пособий  (списки, обзоры, указатели и т.п.);

·         обеспечение  информирования пользователей об информационной продукции;

4.3. Осуществление  дифференцированного библиотечно-информационного
обслуживания обучающихся:

·         предоставление информационных ресурсов на различных носителях на основе изучения их интересов  информационных потребностей;

·         создание  условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;

·         организация  обучению навыкам  независимого  библиотечного  пользователя  и потребителя информации, содействие интеграции комплекса знаний, умении и навыков работы с книгой и информацией;

·           организация массовых мероприятий, ориентированных  на  развитие  общей,  и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления;

·         содействие  членам педагогического коллектива и школы  в организации  образовательного процесса  и      досуга     обучающихся     (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

·         руководство  воспитательной работой с книгой во внеурочное время.

4.4. Осуществление   дифференцированного   библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:

·         выявление  информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

·         выявление  информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых технологий;

·           создание банка педагогической информации как основы единой информационной службы школы, осуществление,  накопление, систематизации информации по предметам, разделам и темам;

·         организация  доступа к банку педагогической информации на любых носителях;

·         осуществление текущего  информирования  (дни   информации,   обзоры   новых поступлений   и   публикаций),   информирование   руководства   школы по вопросам управления образовательным процессом;

4.5. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного  обслуживания родителей (иных законных представителей) обучающихся:

·         удовлетворение  запросов пользователей и информация о новых поступлениях в библиотеку;

·         консультация    по   вопросам   организации   семейного   чтения,   знакомство   с информацией по воспитанию детей;

·         консультация по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 V. ОРГАНИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БИБЛИОТЕКИ:

 5.1. Наличие укомплектованной библиотеки в  школе-интернате  обязательно.

5.2. Структура библиотеки включает отделы учебников, абонемент, читальный зал, видеостудию и др.

5.3. Библиотечно-информационное   обслуживание   осуществляется   на   основе библиотечно-информационных  ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами гимназии, программами, проектами и планом работы библиотеки. 

5.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем,  школа-интернавт  обеспечивает библиотеку:

  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютера  (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

 5.7.  Школа-интернат    создает    условия    для    сохранности  аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

   5.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет библиотекарь  школы.

5.9. Режим    работы    библиотеки    определяется   графиком, составленным  библиотекарем, утвержденным директором школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно  на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза и месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее одного paзa в месяц — методического дня.

5.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека  школы  взаимодействует с библиотеками города.

 VI. УПРАВЛЕНИЕ.  ШТАТЫ:

 6.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством  Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации.

6.2 Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

6.3. Руководство  библиотекой     осуществляет   библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед   директором школы, обучающимися и   их родителями   (иными   законными   представителями)   за   организацию   и   результаты деятельности    библиотеки    в    соответствии    с    функциональными    обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором.

6.4. Библиотекарь   назначается    директором  школы, может  являться   членом   педагогического коллектива   и   входить   в   состав   педагогического   совета   школы.

6.5. Методическое   сопровождение   деятельности    библиотеки  обеспечивает специалист  по   учебным   фондам   и    школьным   библиотекам   органа управления    образованием.

6.6. Библиотекарь   разрабатывает   и   представляет директору  школы-интерната     на    утверждение    следующие документы:

  • положение о библиотеке,
  • правила пользования библиотекой;
  • планово-отчетную документацию;
  • технологическую документацию.

 VII. ПРАВА  И  ОБЯЗАННОСТИ  БИБЛИОТЕКАРЯ:

 7.1. Библиотекарь  имеет право:

·         самостоятельно    выбирать    формы,    средства    и    методы    библиотечно- информационного  обслуживания  образовательного  и   воспитательного  процессов   в соответствии   с   целями   и   задачами,   указанными   в   Положении о библиотеке  ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ;

·         проводить в установленном порядке библиотечные часы  библиотечно-библиографическнх знаний и информационной культуры;

·         определять источники комплектования информационных ресурсов;

·         изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

·         определять    в    соответствии    с    правилами    пользования    библиотекой школы, утвержденным директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским   советом    виды    и    размеры    компенсации    ущерба,  нанесенного  пользователями библиотеки;

·         участвовать в управлении школой;

·         быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

  7.2. Библиотекарь обязан:

·         обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

·         информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

·         обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

·         формировать   фонды   в   соответствии   с   утвержденными       федеральными перечнями учебных издании, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категории пользователей,

·         совершенствовать    информационно-библиографическое    и     библиотечное обслуживание пользователей;

·         обеспечивать    сохранность    использования    носителей    информации,    их систематизацию, размещение и хранение;

·          обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями – пользователей;

·         отчитываться в  установленном  порядке  перед  директором школы;

·           повышать квалификацию.

  VIII.  ПРАВА  И  ОБЯЗАННОСТИ  ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  БИБЛИОТЕКИ:

 8.1. Пользователи библиотеки имеют право:

  • получать  полную информацию     о     составе     библиотечного     фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
  • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
  • получать   консультационную   помощь   в   поиске   и   выборе   источников информации;
  • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  • продлевать срок пользования документами;
  • получать тематические,  фактографические,  уточняющие  и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
  • получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
  • участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • обращаться   для   разрешения   конфликтной   ситуации   к   директору школы.

 8.2.   Пользователи библиотеки обязаны:

·         соблюдать правила пользования библиотекой;

·         бережно относиться  к произведениям печати (не вырывать,  не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивании, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

·         поддерживать   порядок   расстановки   документов   в   открытом   доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

·         пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

·         убедиться  при   получении  документов     в  отсутствии  дефектов,   а  при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

·         расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);

·         возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

·         заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

·         полностью рассчитаться с библиотекой в последнюю неделю  учебного года;

8.3.    Порядок пользования библиотекой:

·         запись    обучающихся школы   в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся;

·         перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

·         документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

·         читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

8.4. Порядок пользования абонементом:

·         пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

·         максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия — учебный год;

-  научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;

- периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;

  • пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

8.5. Порядок пользования читальным залом:

  • документы,  предназначенные для  работы  в  читальном  зале,  на дом   не выдаются;
  •   ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;

8.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) пользователь имеет право работать с носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.