Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий

 «Коррекция недоразвития речи системного характера лёгкой степени тяжести и нарушений письменной речи у учащихся 2-3 классов»

   Рабочая программа разработана на основе

 — инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Рабочая программа разработана с ис­пользованием рекомендаций Л.М. Козыревой, Л.Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Л.И. Тикуновой, Т.В. Игнатьевой, И.С. Лопухиной, в основе лежит программа Коржаевой Е.Е. «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР».

    Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2 года обучения:

·         для 2 класса –60 занятий;

·         для 3 класса –60 занятий.

·                  1 этап обучения – 2 класс «Коррекция недоразвития речи системного характера лёгкой степени тяжести и нарушений формирования процессов чтения и письма у учащихся 2 класса»

·         2 этап обучения -3 класс «Коррекция недоразвития речи системного характера лёгкой степени тяжести и нарушений письменной речи им обусловленных»

Цель: устранить недостатки устной и предупредить нару­шения письменной речи у учащихся 2-3 классов с недоразвитием речи системного характера.

Адресат: учащиеся начальных классов с недоразвитием речи системного характера (с недораз­витием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциа­цией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова), недоразвитием связной речи.

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

§   Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

§  Коржаева Е.Е. «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР», М., Творческий центр «Сфера», 2011.

§  Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

§  Дополнительная литература для учащихся:

§   Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). М., 2008;

§  Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). М., 2005;

§  Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

§  Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

Данный курс является специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (групповые) занятия: логопедические занятия проводятся по расписанию во внеурочное время. Их продолжительность 40 мин.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.
 
 
 

 

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий

 «Коррекция фонетических нарушений у учащихся начальных классов»

   Рабочая программа разработана на основе

 — инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить недостатки устной и предупредить нару­шения письменной речи у младших школьников.

Адресат: учащиеся начальных классов с дефектами произношения

Задачи:

— формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;

— формировать навыки анализа и синтеза звукослогового со­става слова;

— развивать пространственно-временные представления;

— развивать психологические предпосылки к обучению;

— развивать коммуникативную готовность к обучению.

В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенции.

Форма занятий – индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20 минут.

Этапы работы:

1 Подготовительный этап:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

- развитие зрительного восприятия;

формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

2. Формирование первичных произносительных умений и навыков:

- постановка звука;

- автоматизация звука;

- дифференциация                                        формируемого              и              смешиваемого          звуков.

3. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

 

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителя-логопеда:

— Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

— Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2002;

- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация  и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий

 «Коррекция акустической дисграфии у учащихся 4 класса»

Настоящая программа разработана на основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктиво-методического письма « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под. Ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель программы: коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

Адресат: учащиеся 4 класса с акустической дисграфией.

.Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии  являются следующие.

1. Развитие фонематического восприятия.

  2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

  3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

  4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:

- ЕфименковаЛ.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

- Логопедия./ под. Ред. Л.С. Волковой.М., 2002;

- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Кон­спекты занятий для логопеда.. — М. : Издательство ГНОМ и Д,2006;

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. Пособие. М., 1997.

Дополнительная литература для учащихся:

- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып.1). М., 2008;

- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2).М., 2005;

- Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

 

Данный курс является специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (групповые) занятия: логопедические занятия проводятся по расписанию во внеурочное время. Их продолжительность 40 мин.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий «Коррекция недоразвития речи системного характера лёгкой степени тяжести и нарушений письменной речи у учащихся 3 вспомогательного  класса»

 

Настоящая программа разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996;

-   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г..

 

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 

 Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

Количество часов по программе:60ч

Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч в неделю.

 

Программа состоит из следующих разделов:

 - коррекция фонематических процессов;

 - коррекционная работа на лексическом уровне;

 - коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 -  совершенствование связной речи;

- коррекция специфических ошибок:

·         УСТРАНЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

·         РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

·         РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

·         РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

·         ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.

Данный курс является специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (групповые) занятия: логопедические занятия проводятся по расписанию во внеурочное время. Их продолжительность 40 мин.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.

 


 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий «Коррекция фонематического недоразвития речи у учащихся 1 класса III вида»


Настоящая программа разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

 

Цели: предупреждать неуспеваемость, обусловленную раз­личными нарушениями устной и письменной речи; готовить к обучению грамоте.

 

Задачи

1. Дать понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установ­лением соответствия между звуками и буквами.

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.

 

В основу работы положено формирование речевых стереотипов, накопление которых строится посредством вычленения обобщающих или контрастных признаков. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам (для слепых — по рельефным картинкам), по опорным словам, а также по представлениям, которые могут быть сформированы у детей об окружающем мире, по описанию своего опыта. В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей.

 

      Форма занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

 Программа рассчитана на 30 часов.

 

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе логопедических занятий «Коррекция недоразвития речи системного характера тяжёлой  степени у учащихся 1 вспомогательного  класса»

Цель: формирование понимания речи.

Задачи:

- Установить эмоциональный контакт.

- Подобрать адекватную аффективную и сенсорную стимуляцию.

- Настроить на эмоциональное сопереживание.

- Повышать уровень общей активности ребёнка.

- развитие слухового восприятия.

- Формировать способность к использованию невербальных компонентов коммуникации.

- Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

Направления работы:

1.      Развитие слухового восприятия.

Задачи: – расширить рамки слухового восприятия;

- развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых  и речевых звуков.

2.  Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

Задачи: – выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;

- расширение рамок коммуникации с окружающими.

3.      Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

- развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

- формировать первичные коммуникативные навыки;

- стимулировать простые виды коммуникативной речи.

4Развитие речи на основе ознакомления с окружающим:

o   Школа. Ознакомление со школьными помещениями, классом, окружающими помещениями, логопедическим кабинетом и т. д.Представления о себе: знание своего имени, фамилии, ориентировка в схеме собственного тела и функциональном назначении его частей, осознанное восприятие собственной внешности (рассматривание себя в зеркале, на фотографиях в разном возрасте и т. п.)

o   Семья: перечисление членов семьи, имен родителей, братьев, сестер и т. п.

o   Игрушки: название различных игрушек, соотнесение игрушек с их изображением, адекватные действия с игрушками, правила обращения с ними.

§  Одежда и обувь: назначение, уход, соотнесение обуви и одежды с погодой.

§  Временные представления (времена года, части суток): называние текущего времени (отраженно). Выбор иллюстрации, соответствующей времени года или части суток с помощью взрослого.

5.  Логоритмика:

Ø  Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Ø  Упражнения и игры для развития  общей, тонкой моторики;

Ø  Упражнения для развития мимики, пантомимики;

Ø  Ритмические упражнения;

Ø  Упражнения, активизирующие внимание;

Ø  Пение;

Ø   Подготовка к обучению чтению.

Форма занятий – индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах, но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана.