Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к адаптированной рабочей программе

 коррекционного курса «Массаж» для 1-7

общеобразовательных классов IV вида

автор-составитель: Скорлотова Юлия Евгеньевна

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

2.      Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ.

3.      Письмо Минобразования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений —I – VIII видов» (с изменениями от 26 декабря 2000 года).

4.      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

5.      Основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.

6.      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

7.      «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.1 1.2002 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1 178-02».

8.      Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХ) от 9 декабря 1975 г.).

9.      Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации».

10.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181»0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

12.  Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии».

  1. Устав ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ

 

Программа составлена на основе рекомендаций ведущих тифлопедагогов: Б.К. Тупоногова, Л.И. Солнцевой, Никулиной Г.В., Плаксиной Л.И.

 

        Коррекционные  групповые  занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс или класс-комплект учебным планом выделено 1 занятие в неделю.

      Коррекционная программа создана на основе Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ III и IV видов от 10.04.2002г №29/2065-п с целью осуществления профессионального самоопределения обучающихся с нарушением зрения, обеспечения социальной защищенности выпускника коррекционной школы.

Образовательная программа разработана по специальности «Массаж» для обучающихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы и имеет практическую направленность.

Программа является авторской и разработана на основе методических рекомендаций об особенностях организации профессиональной подготовки учащихся от 19.10.01 № 02-732.

Срок реализации программы 7 лет.

Общее количество учебных часов – 270 ч, по 1 занятию в неделю.

Целью обучения обучающихся с нарушением зрения 1-7 классов по данной программе является формирование социально – ориентированной личности, обладающего потенциальными возможностями, ресурсами и способами реализации выбранного жизненного пути, способного к самообслуживанию, владеющего элементарными знаниями и первоначальными умениями в области медицины.

Основными задачами

теоретического и практического обучения можно обозначить:

формирование элементарных знаний и умений в области медицины и формирование интереса к профессии медицинского работника;

ознакомление обучающихся с нарушением зрения с принципами медицинской этики, психологии и деонтологии;

обучение простейшим и целесообразным мероприятиям по оказанию доврачебной первой помощи и уходу за больными;

основам оздоровительного (гигиенического) массажа и ухода за своим телом.

А также при изучении специальности у обучающихся формируются и закрепляются общечеловеческие качества: сострадание, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу о другом человеке, что подготовит детей с нарушением зрения к дальнейшей жизни.

 

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс по 7 класс. Для формирования в самоопределении жизни школьников с нарушением зрения необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, медицинская, коммуникационная.

Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

1.      Медицинская этика

2.      Красота и здоровье

3.Человеческий организм

4.Уход за больным

             5. Доврачебная первая помощь.

            6. Основы оздоровительного массажа

В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических навыков.

Программа построена на основе принципов:

•         Раскрой себя в каждом деле.

•         Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

•         Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

•         Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

•         Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

Ожидаемые результаты:

•         положительная динамика состояния здоровья школьников с нарушением зрения, снижение заболеваемости;

•         повышение интереса к предмету «Массаж», мотивация к сохранению собственного здоровья;

•         валеологическая просвещенность обучающихся с нарушением зрения;

•         увеличение количества обучающихся с нарушением зрения, сделавших собственный выбор в профессиональной деятельности;

•         повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

•         повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

•       Интегрированный подход к обучению, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

•       Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки.

■      Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:

Индивидуального уровня состояния здоровья обучающихся с нарушением зрения.

Выявление интересов детей и родителей.

■      В конце учебного года проводится повторное обследование и тестирование с целью:

Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-коррекционному процессу.

Рабочая программа содержит далее следующие разделы:

- квалификационная характеристика профессии массажист;

- профессионально-важные качества профессии ’’Массажист”;

- требования к уровню подготовки обучающихся по коррекционному курсу «Массаж»;

- календарно-тематическое планирование и пояснительные записки по классам;

        – направления коррекционной работы в учебно-познавательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.

      В работе используется УМК кабинета биологии и кабинета профессионально подготовки, а также интернет-ресурсы, электронные учебники по биологии и природоведению, учебно-методическое пособие «Биология 8».