Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к рабочей программе по пространственной ориентировке 1-4 класс

 

       Исходя из современных представлений любой педагоги­ческий процесс состоит из взаимосвязанных компонентов: цель и задачи, содержание, методы, дидактические условия, формы ор­ганизации. Непременным условием эффективного обучения млад­ших слепых школьников ориентированию в пространстве и мобиль­ности является то, насколько полно будут учтены возрастные и ин­дивидуально – психологические особенности детей при выборе названных компонентов.

     Тифлопедагогическая практика показала, что школьники с патологией зрения, не посе­щавшие ранее детский сад компенсирующего вида, нередко оказываются педагогически запущенными, не владеющими элементарными навыками различ­ных видов деятельности, в том числе и пространствен­ной ориентировки.

Проводимая тифлопедагогом диагностика позво­ляет выяснить, владеет ли ребенок навыками практи­ческого ориентирования в пространстве и имеет ли какие-нибудь пространственные представления. В зависимости от этого тифлопедагог определяет, может ни ребенок обучаться по программе своей возрастной группы или ему сначала необходимо освоить про­граммный материал предыдущих лет обучения.

Для выявления имеющихся у школьников с нарушением зрения представлений о пространстве и навыков практического ориентирования мы пользова­лись схемой обследования, разработанной Л. А. Руда­ковой, адаптировав ее для анализирования возможностей слабовидящих и тотально слепых школьников.

Цель и задачи обучения. Перспективная цель обучения ориен­тированию в пространстве и мобильности — формирование навы­ков, позволяющих слепым  и слабовидящим свободно ориентироваться и самостоя­тельно передвигаться в любой обстановке.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке по представленной программе решаются задачи развития:

— умений ориентироваться на собственном теле, то есть « на себе »;

— полисенсорного восприятия окружающего про­странства и расположенных в нем предметов;

— ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);

— в макропространстве (замкнутом — помещения учебной комнаты, школы; открытом —, территория школы, ближайшая улица) с точ­кой отсчета «от себя»;

       — в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предме­тами»);

   — с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы.

Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Программа обучения ориентировке построена по концен­трическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала от одного года обуче­ния к другому. Однако распределение часов по разделам про­граммы на разных этапах обучения неодинаково.

Основной организационной формой обучения простран­ственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей или индивидуаль­но.

На коррекционных занятиях знания и умения обучаю­щихся оцениваются словесно как «хорошо» и «отлично», с указанием на моменты успешности и разъяснением недоче­тов в работе.

Разделы

1) Ориентировка «на себе»                                                                                                                                                                                                                    2) Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения

3) Ориентировка в замкнутом (помещения группы) пространстве

4) Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

5) Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»

6) Ориентировка в процессе передвижения

7) Ориентировка в микропространстве

8) Моделирование простейших пространственных отношений

9) Ориентировка в пространстве по картинке-плану

 

 

Аннотация

к рабочей программе по пространственной ориентировке 5-10 класс.

Программа по обучению слепых и слабовидящих учащихся пространственной ориентировке составлена на основе учебного пособия “Обучение слепых пространственной ориентировке” автор М.Н.Наумов, Москва, 1982г. учебно-методического пособия А.М. Кондратова “Восстановление трудоспособности слепых”, методического пособия Ю.И. Петрова “Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве” Москва, 1988 г. “Методического пособия для студентов дефектологического отделения” автор Е.А. Кульбиш 1998г., а также на основе опыта работы со слепыми обучающимися.                                           

 Данная рабочая программа предполагает дальнейшее обучение незрячих учащихся пространственной ориентировке после получения ими знаний, умений и навыков по программе института коррекционной педагогики под редакцией Л.И.Плаксиной, Москва 1999г. для I-IV классов.

Приобретение навыков ориентировки и мобильности является важнейшей составной частью элементарной реабилитации слепых. Самостоятельность незрячего, его активная социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладел навыками ориентировки и мобильности. Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей занятий по ориентировке в пространстве.

Интеграция незрячего человека сегодня во многом обусловлена его способностью к самостоятельной ориентировке в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах, а также умением вступать в контакт со зрячими собеседниками, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Незрячий человек часто не может овладеть навыками ориентировки в малом и большом пространстве самостоятельно и нуждается в систематическом целенаправленном обучении, и развитии сенсорной сферы. Основные задачи, которые необходимо решать при обучении детей с нарушением зрения на коррекционном занятии по ориентировке в пространстве:

  • Формирование мотивации к учебной деятельности по ориентированию;
  • Развитие волевых качеств;
  • Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности обучающихся;
  • Развитие пространственного мышления;
  • Развитие навыков и умений рационально использовать в процессе пространственной ориентировки все сохранные анализаторы и остаточное зрение;
  • Овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами;
  • Владение практическими навыками ориентировки в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке, в лесу, на водоеме, в быту и т.д.);
  • Обучение детей ориентировке на общественном транспорте;
  • Изучение со слепыми и слабовидящими обучающимися приемов общения со зрячими.

Данная программа предполагает обучение незрячих детей 5,6,7,8,9 и 10 классов из расчета 3 часа в неделю. Коррекционные занятия по развитию пространственной ориентировки проводятся как в группе, так и индивидуально.

 

 

Аннотация

к рабочей программе по ориентировке в пространстве 1-4 класс (VIII вид).

 

При составлении программы по курсу «Ориентировка в пространстве» были использованы:

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой;

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (сад – начальная школа), под редакцией Л.И.Плаксиной (коррекционный курс «Пространственная ориентировка»);

программа «Формирование пространственных представлений у детей»

Н.Я.Семаго.

Программа по курсу «Ориентировка в пространстве» предназначена для умственно отсталых школьников, имеющих тяжёлое нарушение зрения. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании пространственных отношений, в самостоятельной ориентировке на плоскости, в схеме тела, в закрытом и открытом пространстве. Это обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности, выражающейся в непонимании пространства и пространственных отношений, отсутствием у детей обобщённого образа пространства и неумением представить своё местоположение в нём.

Коррекция и компенсация недостатков в развитии ориентировки в пространстве у школьников с патологией зрения и интеллектуального развития, не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.

Цель курса – коррекция пространственных нарушений, формирование навыков понимания пространства и ориентирования в нём.

Программа предусматривает основные направления коррекционной работы:  коррекция  пространственного  восприятия,  коррекция  пространственных представлений, коррекция пространственного мышления, развитие пространственного воображения, формирование навыков ориентировки.

Формы работы: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, целевые экскурсии.

В основе организации коррекционной работы лежит деятельностный подход, сочетающий практическую ориентировку и речевую деятельность учащихся.

Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала в каждом классе.

 

 

 

Примерное распределение часов по темам в 1-4 классах, обучающихся по программе  III-VIII вида.

 

Название раздела

1

кл.

2

кл.

3

кл.

4

кл.

1

Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного.

6

4

5

4

2

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

4

5

3

5

3

Ориентировка на плоскости.

12

10

8

10

4

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.

3

4

3

4

5

 

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

9

11

15

11

 

Содержание программы разработано на уровне тематического планирования, которое составлено в соответствии с нормативными документами.

В  специальных (коррекционных) учреждениях III – IV вида, для учащихся, имеющих умственную отсталость на изучение данного коррекционного курса с 1 по 4 класс отводится 1 час в неделю, в 1 классе – 33 часа, 2 – 4 классы – по 34 часа в год.