Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация к коррекционной программе по коммуникативной деятельности для детей начальной школы III вида

 

Учёные-тифлопедагоги, а также практики, работающие со слепыми и слабовидящими школьниками и взрослыми, указывают, что, одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих – трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А.Г.Литвак, П.М.Залюбовский, В.М.Сорокин, В.А.Феоктистова и др.). Ряд авторов (Л.В.Егорова, Н.Н.Зайцева, А.Г.Литвак, М.Зефска, В.М.Сорокин, В.А.Феоктистова и др.) установили, что к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети не владеют основными неречевыми средствами общения, которые, по данным М.И.Лисиной и А.Г.Капчели, являются доступными нормально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.

Несформированность неречевых средств общения приводит к появлению навязчивых стереотипных движений у незрячих: нередко такой ребёнок стоит, производя маятниковые движения туловищем, крутя в руках какой-то мелкий предмет, разговаривая сам с собой. Для развития неречевых форм общения и взята для работы эта программа.

 

Основными задачами обучения неречевым средствам общения слепых и слабовидящих детей в условиях школы-интерната, являются:

- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

- формирование алгоритма восприятия лица и тела;

- обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям и др..

 

Формы обучения:

-индивидуальные и подгрупповые занятия, в которых формируются знания, умения и навыки адекватно воспринимать и правильно воспроизводить неречевые проявления, длительность занятия- 20-30 минут.

 

Вся программа рассчитана на 4 года обучения.

Тематическое планирование: 1 год обучения-34 занятия (1 раз в неделю); 2 год обучения-34 занятия (1 раз в неделю); 3 год обучения-34 занятия (1 раз в неделю); 4 год обучения-34 занятия (1 раз в неделю).

Аннотация к программе  «Жизненные навыки. Уроки психологии»

Данная программа является результатом разработок научно-методического центра «ГЕНЕЗИС» под редакцией Кривцовой С.В.

Программа «Жизненные навыки. Уроки психологии» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по шестой  класс. Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. В основе Программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка, она учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать и принимать этот особый мир.

Цель программы:

Развитие эмоционального интеллекта детей.

Задачи:

Создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение.

Дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя.

Создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект.

Передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Организация образовательного процесса:

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 6 до 12  лет в рамках дополнительного образования детей во внеурочное время.

Занятия по программе проводятся на протяжении всего учебного года, в малых группах  в форме психологического группового тренинга 1 раз в неделю по 40 минут в каждой группе. Продолжительность образовательного процесса зависит от года обучения: 1-2 класс  – 37  занятий;  3-4 класс  – 37 занятий; 5-6 класс – 37 занятий.

 

Аннотация к рабочей программе

по курсу «Мое профессиональное самоопределение.

 Первые шаги на пути в профессию» 9 -10 класс

 

Главной целью программы является подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.

Задачи программы:

1.      Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.

2.      Вооружение знаниями о социуме.

3.      Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.

4.      Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.

5.      Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.

 Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.

Используемые учебные пособия:

1.      Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.

2.      Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Рабочая тетрадь для учащегося

3.      Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999.

4.      Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.

По программе на изучение курса отводится в 9 классе – 30 занятий (1 час в неделю);

В 10 классе – 30 занятий (1 час в неделю).

Предполагаемый результат программы: актуализация процессов профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.

Аннотация к рабочей программе  

«Профессиональное самоопределение учащихся

 специальной (коррекционной) школы VIII вида»

 является развивающей социально-психолого-педагогической программой.

 

 Воспитанники коррекционного образовательного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптации к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

 

 Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида испытывает затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом факторов, частично связанных с состоянием их интеллектуальной сферы:

-психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости;

-неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью к оценке своих возможностей и способностей при выборе профиля и содержания профессии.

 

 Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью. Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно – методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, представленная в предлагаемой программе.

 

^ Контингент участников программы

Все участники программы имеют диагноз F 70 (умственная отсталость легкой степени).

 Возрастной состав участников варьируется от 12 до 17 лет.

 

^ Цель и задачи программы

 

Цель программы: актуализация профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы VIII вида посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

 

Назначение программы:

-выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

-изучение профессиональных намерений выпускников и внесение в них корректив ;

-оказание консультативной помощи учащимся, их родителям, педагогам в организации профориентационной работы;

определение степени соответствия «профиля личности» школьников.

 

Задачи программы:

-формирование ответственного отношения школьников к выбору профессии через расширение границ самопознания;

-формирование представления воспитанников о своей будущей профессии;

-изучение индивидуальных психофизических особенностей учащихся, их профессиональных намерений;

-определение социальных установок и помощь в их формировании;

-определение мотивации выбора профессии обучающимися;

-формирование психологической готовности обучающихся к трудовой деятельности;

-содействие формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения.

 

^ Научные, методологические и методические основания программы

 Программа профессионального самоопределения учащихся  коррекционной школы VIII вида создана на основе изучения профориентационных программ («Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой и др

 

 Также при разработке программы учитывались психологические особенности умственно отсталых детей, методика работы с ними, описанные Л.С. Выготским, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф.

 

Тематическое планирование в 9 классе – 32 занятия (1 час в неделю).

 

Аннотация к рабочей программе

по  развитию психомоторики и сенсорных процессов

для обучающихся с 1-8 класс YIII вида

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1- 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения:

·         для 1 класса – 68 занятий;

·         для 2 класса – 34 занятия;

·         для 3 класса – 34 занятия;

·         для 4 класса – 34 занятия;

·         для 5 класса – 32 занятия;

·         для 6 класса – 32 занятия;

·         для 7 класса – 32 занятия;

·         для 8 класса – 32 занятия.

 На первый класс выделено 2 занятия в неделю, из-за сложного диагноза продолжительность занятий 15-25 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

      — развитие моторики, графомоторных навыков;

      — тактильно-двигательное восприятие;

      — кинестетическое и кинетическое развитие;

      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

      — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств   предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

      — развитие слухового восприятия;

      — восприятие пространства;

      — восприятие времени.

            При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Данный курс является специфической формой организации учебных занятий, которые являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия: занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся по расписанию во внеурочное время Их продолжительность 15 – 25 мин.

Предметы коррекционной подготовки вынесены за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах (Письмо МО РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин/13-03), но данный вид коррекционный занятий является обязательным для реализации учебного плана VIII вида.