Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к рабочей программе 

Производительный труд для 5-6, 8-9 классов VIII вида

автор-составитель: Скорлотова Юлия Евгеньевна

                Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

2.    Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ.

3.      Письмо Минобразования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений —I – VIII видов» (с изменениями от 26 декабря 2000 года).

4.      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

5.      Основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.

6.      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

7.      «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.1 1.2002 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1 178-02».

8.      Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХ) от 9 декабря 1975 г.).

9.      Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации».

10.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181»0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

11.  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

12.  Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии».

13.  Устав ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской СКОШИ

 

Программа составлена на основе рекомендаций ведущих тифлопедагогов: Б.К. Тупоногова, Л.И. Солнцевой, Никулиной Г.В., Плаксиной Л.И.

 

        Коррекционные  групповые  занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс или класс-комплект учебным планом выделено 1 занятие в неделю.

Программа по курсу «Производительный труд» составлена на основе программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, С. 2, М «ВЛАДОС» 2000; адаптирована к обучению слабовидящих детей со сложным дефектом; составлена в соответствии с базисным учебным планом специальных классов С КО учреждений IV вида, (для слабовидящих, имеющих умственную отсталость).

Необходимость выбора программы «Цветоводство и декоративное садоводство» продиктовано исходя из возможностей слабовидящих обучающихся со сложным дефектом (зрительное восприятие характеризуется сниженной активностью отражения действительности, меньшим эмоциональным влиянием внешнего мира, снижением полноты и точности отображения приводит к ограничению избирательности восприятия, слабости апперцепции, к затруднениям в осмыслении и обобщении воспринимаемого; опознание предметов у этих детей не основано на учете всех информативных признаков предметов и их взаимосвязей; они неточно различают положения объектов в пространстве, их форму и пропорции, резкие перепады контраста и кривизны, не различают мелких деталей), материально-технической базы школы-интерната, а также с учетом местных почвенно-климатических условий.

Цель:

Воспитание социально активной личности, ответственно относящейся к труду.

Задачи:

1.      Развивать общие трудовые умения и навыки обучающихся, имеющих сложный дефект (низкую остроту зрения и F-70, корригировать их психофизическое состояние.

2.   Формирование навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде.

3.   Формирование элементарных приёмов работы с различными материалами, навыков обращения с инструментами и приёмов выращивания растений.

4.                                                  Познакомить         обучающихся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве, с доступными для них работами по выращиванию цветочно-декоративных растений, наблюдать за ростом растений.

5.  Научить школьников планировать свою работу; пользоваться технологическими и операционными инструктивными картами.

6.  Воспитание трудолюбия, уважения к людям труда.

Коррекционные задачи:

1.                                  Развитие и коррекция зрительного восприятия и сохранных анализаторов, овладение рациональными приёмами использования зрения, слуха, осязания, кинестезии при выполнении различных трудовых действий.

2.  Конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления.

3.  Формирование навыков ориентировки и выполнения практических действий при рациональном использовании всех сохранных анализаторов.

4.   Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

5.                                       Выработка      у школьников правильной позы при выполнении трудовых действий, развитие точности в координации движений.

Программа рассчитана на 102 часа – 3 часа в неделю.

 

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями особая роль принадлежит коррекционно-направленному трудовому обучению. Производительный труд является именно тем предметом, который в большей степени помогает подготовить школьников к будущей жизнедеятельности. Педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в процессе трудового обучения обучающихся с ограниченными умственными возможностями предусматривает специальное построение всех звеньев педагогического процесса (организация, содержание, методика) в соответствии с необходимостью становления у них умственной сферы, а именно общих интеллектуальных способностей к труду, исходя из их сущности, особенностей развития, условий и слагаемых формирования у детей данной категории. Таким образом, процесс трудового обучения в специальных школах для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями направлен на формирование у них обобщённости, осознанности, самостоятельности, устойчивости умственной деятельности на основе овладения трудовой деятельностью. Соответственно необходимо, чтобы все его звенья обеспечивали возможность осуществлять трудовую деятельность и проявлять в ней умственные качества и индивидуальный способ деятельности. При этом учащиеся должны ставиться в условия необходимости поэтапно выполнять деятельность, осознавать её.

Наиболее важным компонентом коррекционно-направленного трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями является его методика. Она заключается в использовании системы учебно-практических заданий. Основными требованиями к её построению являются:

•          обязательное наличие интеллектуального компонента учебно-практических заданий;

•         усложнение и варьирование заданий благодаря изменениям в объекте труда,

•          выполнение каждого задания требует осуществления всех этапов трудовой деятельности и обязательного её завершения;

•          выполнение каждого задания предусматривает словесное опосредствование его этапов;

•         выполнение каждого следующего задания предусматривает уменьшение помощи обучающимся в определении технологической последовательности изготовления изделия;

•          каждое следующее задание предусматривает постепенное возрастание самостоятельности учащихся в выполнении всех этапов деятельности;

•          выполнение каждого следующего задания предусматривает сравнительный анализ его условий и способов изготовления изделия с предыдущими.

Учебный материал, которым должны овладеть обучающиеся в течение года обучения, распределён по разделам. Каждый раздел включает несколько тем, на изучение которых отводится определённое количество часов.

Исходя, из возможностей материально-технической базы школы и возможностей обучающихся, в программу включены темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «инвентарь для работы в цветнике»), биология («строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения семян»).

Основные виды уроков:

•         теоретические;

•          практические;

•          комплексные.

Теоретические занятия: нацелены на формирование базовых знаний, закрепление пройденных теоретических, сведений, расширение их новым материалом, углубление и систематизацию. Изучение теоретического материала организовывается небольшими частями, повторяя пройденный материал и систематизируя новый. Урок строится как объяснение с комментариями в сочетании с демонстрацией опытов, наглядных пособий, работой с инструкционными картами, натуральными объектами, частями растений, инвентарём. Для работы над теоретическим материалом следует отводить до 30 минут, остальное время целесообразно использовать для выполнения определённой практической работы, закрепляя новый теоретический материал. Подготовительная работа осуществляется во время теоретических занятий, экскурсий.

Практические занятия повышают степень самостоятельности учащихся, подготавливают их к выполнению практических заданий, умению анализировать объект предстоящей деятельности, учат видеть конечный результат труда, планировать свою работу, выполнять основные трудовые операции.

  В программе также приводится:

-структура урока производительного труда;

-основное содержание учебного предмета по классам;

- требования к знаниям и умениям учащихся по классам;

- учебно-методический комплект;

- направления коррекционной работы в учебно-познавательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения;

- календарно-тематическое планирование.

  В работе используется  УМК кабинета биологии.