Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация к коррекционному курсу «Развитие осязания и мелкой моторики»

 

Автор-составитель: Клейман Татьяна Владимировна

 

Цель курса «Развитие осязания и мелкой моторики» — формирование у детей с нарушением зрения умений и на­выков осязательного восприятия предметов и явлений ок­ружающего мира, а также обучение их приемам выполне­ния предметно-практических действий с помощью сохран­ных анализаторов. В этом-аспекте основные задачи состоят в следующем:

• мобилизировать деятельность сохранных анализаторов;

• формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;

• обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе — использованию прошлого опыта;

• стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;

• формировать навыки и умения выполнять практичес­кие действия;

• расширять специальные знания о предметах и явлени­ях окружающего мира;

• развивать образность и точность мышления, умение

обобщать мысли; « совершенствовать практическую деятельность.

Овладение приемами осязательного восприятия объек­тов и умениями выполнять практические действия дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обу­чения и игры.

Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее по­знавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов.

Программа по развитию осязания и мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей имеет семь разделов, распределенных по годам обучения:

1-4 год обучения

1. Формирование представлений о строении и возможнос­тях рук.

2. Выделение сенсорных эталонов формы.

3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков.

4. Формирование представлений о величине предметов.

5. Формирование приемов использования осязания в про­цессе ориентировки в окружающих предметах.

6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.

7. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

8. Формирование представлений о человеке.

5 -6 год обучения

1. Обследование исходного уровня развития кистей рук ребенка.

2. Осязательные представления.

3. Развитие приборного восприятия.

4. Развитие осязательной чувствительности.

5. Расширение предметных и пространственных представ­лений.

6. Использование осязания во всех видах деятельности.

7 -8 год обучения

 Использование осязания во всех видах деятельности.

 

Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:

1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. п.); они необходимы для того, чтобы снять напря­женность мышц кистей и пальцев рук, а также раз­вить их подвижность и гибкость.

2. Ознакомление учащихся с приемами выполнения раз­личных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное об­следование предметов, лепка, конструирование, аппли­кационная лепка и др.).

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в за­висимости от степени поражения зрения и уровня разви­тия осязания.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от осязательной чувстви­тельности и моторики рук, а также содержания занятия. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различ­ных видах предметно-практической деятельности. Содер­жание программы распределено последовательно на годы обучения, построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упраж­нений, предметно-практических игр.

По окончанию обучения учащиеся должны

иметь представления:

• о строении и возможностях рук;

• о сенсорных эталонах форм;

» о сенсорных эталонах осязательных признаков;

• о величине предметов;

• об использовании осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;

• об ориентировке на плоскости с помощью осязания;

• о человеке.

 Знать:

• приемы сцепления рук;

• приемы сравнения предметов;

• приемы самомассажа рук;

• алгоритм осязательного обследования;

• основные понятия выделения сенсорных форм предметов;

• величину отдельных предметов;

• приемы использования осязания в процессе ориенти­ровки в окружающем мире;

• способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов;

• приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания;

• формы, строения, характерные признаки и особеннос­ти человеческого тела.

Уметь:

владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

• выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т. п.);

• владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;

• владеть алгоритмом осязательного обследования различ­ных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных и др.);

• выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т. п.);

• дифференцировать предметы по температурным ощу­щениям;

• дифференцировать различные признаки и свойства пред­метов;

• сравнивать объекты по их свойствам и признакам, ус­танавливая сходство и различие;

• сопровождать обследование объекта словесным объясне­нием его признаков, свойств и способов обследования;

• сочетать в процессе восприятия предметов окружающе­го мира и выполнения предметно-практической деятель­ности осязательную и визуальную (при наличии оста­точного зрения) информацию;

• выполнять работы, пользуясь различными материала­ми и техниками выполнения работ (различные виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вяза­ние спицами и крючком, флористика и т. п.).