Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация к рабочей программе по физической культуре

для 1-4 классов VIII вида.

Автор-составитель: Виноградов М.Н.

 

             Данная программа по физической культуре для незрячих и слабовидящих детей  с нарушениями интеллекта обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе интернате, является адаптированной, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и на основе авторских программ: «Программа по физической культуре для специальных школ слабовидящих детей. г.Москва 1978 г.»,  Программа для подготовительного, 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва «Просвящение». 2003 г.

             Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2002 г., с учетом введенного приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.  третьего часа на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 1-10 классах.                               

             Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической  культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Специфической целью школьного физического воспитания является – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности детей, поддержание у них оптимального психофизического состояния, что в свою очередь предоставляет каждому ребенку возможности реализовать свои творческие потенциалы и достичь выдающихся результатов.

Задачи:

Обучающие:

- формирование знаний об основах физкультурной деятельности;

- создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма;

- формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений;

- формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека;

- формирование умений оценивать самочувствие по внешним показателям и внутренним ощущениям.

   Воспитательные:

- воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- воспитание нравственных и волевых качеств;

    привитие интереса и потребности регулярным занятиям ОФП;

 -  воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

   Коррекционно-развивающие:

- укрепление здоровья, ликвидация или коррекция нарушений, вызванных заболеванием, улучшение физической подготовленности;

-  развитие способности ориентироваться с помощью сохранных анализаторов;

-  коррекция скованности и ограниченности движений;

 - коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

- совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение игровой и соревновательной деятельности;

- расширение двигательного опыта,

- совершенствование функциональных возможностей организма;

- развитие, закрепление и совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скорости, координации.

 

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образо­вания учащихся начальной школы в области физической культу­ры, основными принципами, идеями и подходами при форми­ровании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудни­чества, деятельностный подход, интенсификация и оптимиза­ция, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном рас­крытии способностей детей, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключа­ется в учёте индивидуальных способностей личности каждо­го ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно­уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации заня­тий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики програм­мно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Формы организации

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью (коррекционно-развивающая направленность, с учетом особенности преподавания в школе 3-4 вида)   преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.

      

Работать с детьми со  зрительной  патологией  необходимо,  с  учётом специфических особенностей их психического и физического развития,  соблюдать общепринятые и специальные дидактические принципы:

·         Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости      от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.
·         Системность воздействия с обеспечением  определенного  подбора  упражнений  (с учётом состояния  зрения  и  возможности  использования  остаточного  зрения)  и последовательности их применения.
·         Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает  развитие  функциональных  возможностей  организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Сохранность представлений зависит от остроты зрения, и когнитивных умений и навыков.
·         Длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций  и основных систем организма возможна только при длительном  и  упорном  повторении физических упражнений. Образы памяти слепых и слабовидящих при  отсутствии  подкреплений  ведут к распаду. 
·         Нарастание физической нагрузки в течение учебного года.
·         Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений.
·         Соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение  правильному  дыханию,  релаксация, сюжетно-ролевые игры и  т.д.).  Этот  принцип  необходим  для  предупреждения  и профилактики переутомления.  У  детей  с  патологией  зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих детей.
·         Учёт  возрастных  особенностей  (функциональных,  физиологических,   развитие мышечного аппарата  глаза) детей,  а  также  учёт специфических особенностей развития ребенка со зрительной патологией.

Специфика  методов  обучения  основана  на  тифлопедагогических    принципах: дифференцированное и индивидуальное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учётом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, однако,  учитывая  особенности детей с нарушениями  зрения,  есть  некоторые  различия  в  приёмах  применения, обусловленных состоянием зрения. Они различны  и  изменяются  в  зависимости  от физических возможностей ребёнка, запаса знаний  и  умений,  наличия  предыдущего зрительного опыта, навыка  пространственной  ориентировки,  умения  пользоваться остаточным  зрением и осязанием. Соблюдая  принцип  компенсаторной  направленности образовательного процесса,  на  основе сенсорного развития в  процессе  обучения  двигательным  действиям  используется взаимодействие методов и приёмов. Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее распространенным является метод объяснения и практического показа,  благодаря  которым  ученик  должен осознать и представить себе двигательный образ. Особенность использования  этого метода при работе со слепыми состоит в том, что  при  описании  и  повествовании учитель не только сообщает ученикам  предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязательные, слуховые,  обонятельные,  зрительные),  пространственные представления о предметах и действия.

Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития детей с нарушением зрения:

Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Направления использования метода практических упражнений:

— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

—  выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);

—  выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);

—  использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);

—  использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

—  использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);

—  подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т. д.);

—  использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);

—  использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

—  использование изученного движения в сочетании с другимидействиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

—  изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;

—  изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);

—  использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т. д.);

—  изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

—  варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;

—  использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);

— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Метод дистанционного управления - также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний – построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Метод наглядности – занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

        При подборе средств физического воспитания на уроках физической культуры следует учитывать, что при некоторых видах нарушений зрения использование отдельных упражнений, указанных в программе,  противопоказано. В связи с этим  дети с нарушениями зрения могут быть отнесены к двум группам: 1 группа – дети, имеющие высокую степень миопии (выше 6 диоптрий) с изменением глазного дна, подвывих хрусталика, подозрение на отслойку сетчатки;  2 группа – дети с атрофией зрительного нерва, гиперметропией, дети с альбинизмом.
      Детям 1 группы противопоказаны упражнения в статических напряжениях больших групп мышц, со значительными отягощениями, прыжки в высоту и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперед, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с предельной и околопредельной интенсивностью в беге, занятия на гимнастических снарядах исключаются.
       Дети   2   группы могут выполнять все упражнения, рекомендуемые программой.
       Прыжковые упражнения выполняются в виде легких подскоков на поролоновых матах или мягком грунте. Выполнение индивидуально дозированных физических нагрузок до максимальной мышечной работоспособности способствует улучшению состояния зрительных функций и стимулирует развитие основных физиологических систем организма. Поэтому в программе дается не только описание, но и обоснованная дозировка упражнений для детей  1-й и 2-ой групп с учетом пола и возраста обучающихся.
   

2. Общая характеристика учебного предмета.

 

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно раз­виваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференциро­ванного и индивидуального подхода к учащимся с учетом со­стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на поло­жениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

• требованиях к результатам освоения образовательной про­граммы основного общего образования, представленной в Фе­деральном государственном стандарте начального общего об­разования;

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

• Законе «Об образовании»;

• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

• Стратегии национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.;

• примерной программе начального общего образования;

• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Курс «Физическая культура» в 1б. классе составляет 1 час в неделю (34 ч. в год), во 2б. –  4б. классах составляет 2 часа в неделю (68 ч. в год).

Распределение учебного времени по разделам в 1б. классе.

                                ( 34 часов в год ).

 

 

          Вид программного материала

      Количество   

       часов в год

 

 

 

 

1

Базовая часть

27

 

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Легкоатлетические упражнения 

8

 

1.3

Гимнастика

6

 

1.4

Лыжная подготовка

6

 

1.5

Подвижные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол; баскетбол)

5

 

1.6

Плавание

2

 

2

Вариативная часть

7

 

2.1

Подвижные игры с элементами голбола

7

 

3

Итого:

34

 

 

Распределение учебного времени по разделам во 2б.- 4б. классах.

                                ( 68 часов в год ).

 

 

          Вид программного материала

      Количество   

       часов в год

 

 

 

 

1

Базовая часть

56

 

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Легкоатлетические упражнения 

15

 

1.3

Гимнастика

12

 

1.4

Лыжная подготовка

12

 

1.5

Подвижные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр (пионербол; футбол; баскетбол)

12

 

1.6

Плавание

5

 

2

Вариативная часть

12

 

2.1

Подвижные игры с элементами голбола

12

 

3

Итого:

68

 

 

 

 

4. Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Физическая культура».

         Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

5. Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».

 

На первой ступени школьного обучения  обеспечиваются условия для до­стижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

 

Личностные результаты

• формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре дру­гих народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обуча­ющего;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в со­ответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физи­ческого, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздо­ровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагру­зок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

 

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев  оценки уровня достижений учащегося и сформированности качественных универсальных способностей. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями.

      

 

         При выставлении оценки ( сумма баллов)  необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать такой подход в оценивании, чтобы стимулировать его к дальнейшим занятиям физической культурой. Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность). Основной акцент должен быть направлен на динамику  физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

 
 
 Аннотация

к рабочей программе по музыке для 1-4 классов VIII вида

автор-составитель: Агапова Милана Рудольфовна

 

         Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко (под редакцией В.В. Воронковой) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы.

            Цель и задачи программы:

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Задачи:

- формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

-  формировать музыкально-эстетический словарь;

-  формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-  совершенствовать певческие навыки;

-  развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагиро­вать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

 

               Особенности содержания и структура предмета.

            Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». Используются следующие типы уроков: комбинирован­ный; урок изучения и первичного закрепления новых знаний; урок закрепления нового материала; урок обобщения и систематизации знаний обучающихся, урок-концерт.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение произведений. Наряду с известными музыкальными произведениями звучат новые музыкальные сочинения.

            Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение».

Объём материала для раздела «Музыкальная грамота» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

     

      В соответствии с учебным планом ОУ, в 1-4 классах VIII вида на учебный предмет «Музыка и пение» отводится 135 часов (33 часа в год – в 1 классе, по 34 часа – в  2-4 классах).