Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к адаптированной рабочей программе  по биологии для 6-10 классов IVвида

автор-составитель: Скорлотова Юлия Евгеньевна

 

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных        документов:

 

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (вступает в силу 1 сентября 2013 г.)

   

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об                                                                                                  утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588;

Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400;

Примерная программа по учебному предмету «Биология» 5-9 класс: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2757;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8420;

Перечень учебного и компьютерного оборудования по Биологии для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования от 06.07.2008 г

 

2.      Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.

3.      Устав ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской скоши.

4.      Авторская программа по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана – Граф, 2012. — 304 с. будет реализована в условиях ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской скоши в 6-10 классах по программе основной общеобразовательной школы.

 

     Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе примерной программы по биологии для основной школы и  авторской программы В.В. Пасечника и др. « Бактерии. Грибы. Растения» (68 ч), предназначена для изучения биологии в 6, 7  классе специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната.  Увеличение количества часов на изучение биологии связано с психологическими и физиологическими особенностями слабовидящих детей, замедленным темпом восприятия учебного материала и недостаточным уровнем развития зрительного восприятия, а также с задержкой психического развития у некоторых слабовидящих учащихся. Дополнительные часы используются на проведение лабораторных и практических работ, экскурсий и занятий по развитию зрительного восприятия с использованием учебного материала по биологии. В 7 классе 34 ч изучается биология в первом полугодии, во втором полугодии 34 ч отводится на изучение краеведения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Дрофа». 201

       В 2014-2015 году в 6 классе осуществляется переход на  программу по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана – Граф

          Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•     социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•     приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•     ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•     развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•     овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•     формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•     формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•     овладение научным подходом к решению различных задач;

•     овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•     овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•     воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•     формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

 

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской скоши изучается с 6 по 10 классы (в общеобразовательной школе с 5 по 9 класс). Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 6 классе, 35 (1ч в неделю) в 7 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 8, 9, 10 классах. В 6 классе изучается программа 5 класса основной общеобразовательной школы. Курсу биологии предшествует курс природоведения в 5 классе. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 Рабочая программа для 6 класса состоит из следующих разделов:

Результаты освоения курса биологии.

Содержание программы.

Лабораторные работы.

Экскурсии.

Интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Гигиенические требования к режиму образова­тель­ного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми  с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках биологии.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Планируемые результаты изучения курса «Биология 6 класс»

Дополнительная литература для учителя.

Дополнительная литература для учащихся.

Календарно-тематический план


В 2013-2014 учебном году по авторской программе В.В. Пасечника и др.

« Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе были изучены следующие темы:

Название темы

По программе массовой школы

Введение

Тема 1. Клеточное строение организмов

Тема 2. Царство Бактерии

Тема 3. Царство Грибы

Тема 4. Царство Растения

Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

12ч (всего 16 ч)

 

7 класс (первое полугодие, биология, 34ч)

В 2014-2015 учебном году будет продолжено изучение биологии по авторской программе В.В. Пасечника и др. « Бактерии. Грибы. Растения». Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Дрофа». 2013

 

Название темы

По программе массовой школы

Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (продолжение)

4ч (продолжение темы)

Тема 6. Жизнь растений

15ч

Тема 7. Классификация растений

Тема 8. Природные сообщества

Тема 9. Развитие растительного мира

 

Отбор содержания проведен с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

 

 

Цель программы:

 

1.      Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, грибов, бактерий и лишайников в системе биологических знаний научной картины мира.

2.      Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе, как особых уровнях организации жизни.

3.      Изучение биологического разнообразия в природе Земли – результата эволюции. Воспитание бережного отношения к природе.

4.      Изучение материала по краеведению с целью расширения кругозора учеников, воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю.

 

 

Рабочая программа для 7 класса состоит из следующих разделов:

Цель программы

Задачи программы

Гигиенические требования к режиму образова­тель­ного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми  с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках биологии.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Межпредметные связи.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки учащихся

Основная и дополнительная литература

7 класс (второе полугодие, краеведение, 34ч)

Цели программы.

Задачи курса.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Основное содержание.

Учебно-тематический план

Список литературы

8 класс (биология, 68ч)

 

         Предлагаемая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и  Программы основного  общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.  В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа предполагает преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 68 часов из федерального компонента (2часа в неделю).

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и  историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Организация учебной деятельности школьников позволяет формировать активную личность, мотивированность к самообразованию, развивать творческие способности учащихся. В учебной деятельности преобладают следующие формы работы учеников: самостоятельный поиск, отбор и анализ информации.

Уроки проводятся с использованием ИКТ, материалов из мультимедийного пособия «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», учебных презентаций, электронных учебников, тестов, самостоятельных работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Латюшин В.В., Шапкин В.А.  «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразов.учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2013;

Требования к уровню подготовки полностью соответствуют государственному стандарту общего образования.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

Требования к уровню подготовки учащихся.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках биологии.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.

Календарно-тематический план.

Дополнительная литература для учителя.

9 класс (биология, 68ч)

       Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отражённом в примерной программе по биологии (базовый уровень) и авторской программе Пасечника В.В.. Программа рассчитана на 2ч   занятий в неделю в течение одного учебного года. В планирование добавлена тема «Человек и среда», и лабораторные и практические работ в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

Используемый УМК: Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек». 8 класс.- М.: Дрофа, 2013

      Уроки проводятся с использованием ИКТ, материалов из мультимедийного пособия «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», учебных презентаций, электронных учебников, тестов, самостоятельных работ.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

Требования к уровню подготовки учащихся.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках биологии.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.

Календарно-тематический план.

 

10 класс (биология, 68ч)

 

Рабочая программа создана на основе авторской и примерной программы по биологии основного общего образования .

 

Реализация курса биологии осуществляеться на основе УМК:

­  Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. М: Дрофа,2013;

­  Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа,2013;

­  Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М: Дрофа,2013

Представленная рабочая программа разработана  на основе программы В.В. Пасечника , В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой  6-11 класс. 3 час в неделю , всего 102 часа в год.

При составлении тематического планирования было учтено основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, требования к уровню подготовки выпускников. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами урока, не требующими для их проведения дополнительных часов, они могут быть включены в урок. Предусмотренный резерв времени 2 часа  может использоваться на проведение обобщающих уроков, а также на изучение трудного материала и отработку навыков и умений  с использованием новых образовательных технологий (проектная и исследовательская деятельность учащихся). При изучении тем курса используются мультимедийные пособия: CD «Биология –Репетитор», электронный учебник «Биология 9».

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

Содержание учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках биологии.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.

Календарно-тематический план.

Основная, дополнительная и научно-популярная литература.

В рабочей программе по биологии представлен УМК кабинета биологии, включающий в себя мультимедийное оборудование и специальное оборудование для работы со слабовидящими и частично зрячими детьми (видеоувеличители и телевизоры ж/к)

           

 

Аннотация

к рабочей программе  по природоведению для 5 класса III, IVвида

автор-составитель: Скорлотова Юлия Евгеньевна

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных        документов:

 

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (вступает в силу 1 сентября 2013 г.)

   

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об                                                                                                  утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588;

Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400;

Примерная программа по учебному предмету «Биология» 5-9 класс: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2757;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8420;

Перечень учебного и компьютерного оборудования по Биологии для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования от 06.07.2008 г

 

2.      Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.

3.      Устав ГОУ ЯО Гаврилов-Ямской скоши.

 

 

Рабочая программа составлена на основе  Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, 2007 г. Программа  составлена в соответствии с федеральным  компонентом государственного стандарта основного  общего образования.

 

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

ü  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

ü  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

ü  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 3 часа (6 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел также добавлен, но на  2 часа в связи с уровнем развития учащихся. Третий , четвёртый и пятые  разделы соответствуют программе. Резервное время   можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2008 
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010
  • Учебник для незрячих обучающихся по Брайлю Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. В двух книгах. Москва. «МИПО РЕПРО», 2011

 

Рабочая программа далее состоит из следующих разделов:

Формы деятельности учащихся.

Результаты обучения.

Формы контроля знаний.

Основное содержание.

Гигиенические требования к режиму образова­тель­ного процесса при работе с мультимедийным оборудованием.

Продолжительность непрерывного применения
технических средств обучения на уроках.

Коррекционные цели и задачи курса при работе с детьми  с диагнозом ЗПР.

Особенности работы со слабовидящими и незрячими детьми на уроках природоведения.

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Календарно-тематическое планирование.

Дополнительная литература.

Электронные издания.