Страница обновлена 12.07.2017

 

Аннотация

к рабочей программе по географии для 5-10 классов

 

Автор-составитель: учитель географии Кузнецова Ольга Игоревна

 

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

·          Федерального компонента государственного стандарта общего образования в

6-11 кл. 2004г.  (Методические рекомендации о преподавании учебного предмета    

«География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году);  

·         программы для общеобразовательных учреждений:

 География.6-11 классы/сост.Е.В.Овсянникова.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2009.;

·         с учётом рекомендаций (Методическое письмо о преподавании учебного предмета 

«География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году) о введении Федеральных государственных образовательных стандартов в 5 и 6 классах;

·         БУПа  и локальных актов  ГОУ ЯО СКОШИ;

 

 Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.

В учебной программе учтены:

 идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и формирования личности гражданина России,

программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают  овладение

ключевыми    компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,

 целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности,

учебные и психологические возможности и особенности обучения и воспитания обучающихся 3,4,7 вида.

 

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс  под редакцией Дронова В.П., который включает три  курса: «География. Землеведение» (5,6, классы), «География. Страноведение» 7 класс и «География России: природа, население, хозяйство» (8 – 10 классы).

 

 

 

 

 

Линия учебно-методических комплексов
по географии для 5-9 классов под редакцией
В. П. Дронова

Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. В учебниках реализован принцип комплексного изучения территории. Другой важный принцип, заложенный в учебниках данной линии – принцип проблемности, дающий возможность лучше понять современную ситуацию в нашей стране и в мире. В курсе географии России особый упор сделан на воспитание гражданина в современных условиях. http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm

Е. В. Овсянникова «Сборник программ. География». 6–11 классы. http://www.drofa.ru/cat/product1331.htm

«Тематическое планирование. География». 6–9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product31.htm

Дронов В. П.,
Савельева Л.Е. / Под ред. Дронова В. П. География

5-6

Дрофа

В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.

 «География. Землеведение. 5–6 классы» http://www.drofa.ru/cat/product4705.htm

Учебник + электронное приложение

Скачать электронное приложение http://www.drofa.ru/register/

В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.

 «География. Землеведение. 5–6 классы». Рабочая тетрадь

http://www.drofa.ru/cat/product4705.htm

Душина И. В.,
Коринская В. А.,
Щенев В. А. / Под ред. Дронова В. П. География

7

Дрофа

И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев.

«География. Материки, океаны, народы и страны». 7 класс.

Учебник http://www.drofa.ru/cat/product7.htm

Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product8.htm

Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product9.htm

Дронов В. П.,
Баринова И.И.,
Ром В. Я. / Под ред. Дронова В. П.
География

8-9

Дрофа

В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России. Природа, население, хозяйство». 8–9 классы. http://www.drofa.ru/cat/product10.htm

И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России. Природа, население, хозяйство». 8 класс. Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product11.htm

И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс. Рабочая тетрадь.

http://www.drofa.ru/cat/product12.htm

И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России». 8-9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product4277.htm

 

Дрофа. Серия: Атласы и контурные карты по географии для 5–10 классов

http://www.drofa.ru/cat/?cid=3&a=s&pnames=Атласы%20и%20контурные%20карты%20по%20географии%20для%205–10%20классов

 

 

 

Основные цели и задачи курса:

География – единственный школьный предмет, соединяющий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного знания, В нём реализуются такие направления современного образования, как гуманизация,  экологизация, глобализация и интеграция, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин. В этом проявляется огромное образовательное развивающее и воспитательное значение географии.

В курсе «География. Землеведение» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влиянии природы на жизнь людей.

Изучение географии в 7 классе  предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Этим и определяется главная цель курса  —  опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.

Курс  «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель курса «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает обучаещемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для обучающихся  с глубокими нарушениями зрения и незрячих изучение географии – важная и необходимая часть школьного образования. География позволяет лучше понять окружающее пространство, непосредственное восприятие которого затруднено. Поэтому изучение географии в школе для слабовидящих прежде всего  направлено на формирование правильных пространственных и топографических представлений,  способствовать формированию знаний о взаимосвязях между природными и социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их пространственной дифференциации. Географические знания дополняют целостную картину мира и позволяют учащимся с ОВЗ выработать способы адаптации к окружающей их действительности.

В курсы географии 5-10 классов включён раздел «География своей республики (края, области)». Краеведческое содержание не дублирует, а осуществляет органическую связь с курсами географии, и особенно с курсом «География России», конкретизирует и дополняет их содержание. Важнейшая задача раздела – формирование географического образа своей малой родины.

 

Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении незрячих  и слабовидящих:

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по географии, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

  • распределении программного материала по годам обучения, так как срок обучения в основной школе составляет 6 лет (с 5 по 10 класс). В связи с этим при изучении программы 9 класса часть работы осуществляется по учебнику 8 класса (тема «Население России» перенесена в 9 класс); в 10 классе изучаются только крупные регионы  России;
  • для изучения географии в 5 классе используются часы из предложенных учителю по выбору (1 час в неделю – 34 часа в год), так как базисный учебный план ГОУ ЯО СКОШИ  не предусматривает изучение курса географии в 5 классе. Так как школа является общеобразовательной, должна учитывать требования ФГОС и базисный учебный общеобразовательный план, где содержание курса «География. Землеведение» 5 класс представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования;
  • в 6 классе для изучения географии   базисным учебным планом предусмотрено

2 часа в неделю – 68 часов в год.  34 часа – программное содержание и 34 часа на изучение регионального содержания;  

  • методических приёмах, используемых на уроках: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, для облегчения восприятия учебного материала;
  • коррекционной направленности каждого урока;
  • проведении  обязательных практических работ ознакомительно  или включение в урок только их элементов.

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов географии с учетом  логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Творческие задания в рамках реализации данной программы предназначены для выполнения индивидуальных или групповых проектов. В проектные индивидуальные и групповые работы включены задания, развивающие креативное мышление.

В соответствии с базисным учебным планом ГОУ ЯО СКОШИ на изучение географии в основной школе отводится:

5 класс – 34 часа в год из часов по выбору

6 класс – 68 часов в год;

7 класс – 68 часов в год;

8 класс – 68 часов в год;

9 класс – 68 часов в год;

10 класс  – 68 часов в год.

 

Основные разделы к изучению в 5 классе:

Введение;

Накопление знаний о Земле;

Земля во Вселенной;

Географические модели Земли;

Земная кора.

 

Основные разделы к изучению в 6 классе:

Атмосфера;

Гидросфера;

Биосфера;

Географическая оболочка.

 

Основные разделы к изучению в 7классе:

Введение;

Земля – уникальная планета;

Материки и океаны;

Земля – наш дом.

 

 

Основные разделы к изучению в 8 классе:

Введение;

Россия на карте мира;

Природа России.

 

Основные разделы к изучению в 9 классе:

Население России;

Хозяйство России;

 

Основные разделы к изучению в 10 класс:

География крупных регионов России.

 

Программой предусмотрены требования к уровню подготовки учащихся. Дан перечень учебно-методического обеспечения. Приводится учебно-тематическое планирование.