Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к рабочей программе по русскому языку для 5-10 классов

Автор-составитель: Копыльцова М.М.

 

Рабочая программа по русскому языку для 5-10 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), федерального базисного учебного плана,  государственной программы: Программа по русскому языку для  общеобразовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской,      М. Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.  (М.: Просвещение 2011).      

     Программа  позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных         характеристик на каждом из этапов.

      В программе четко сформулированы не только дидактические, воспитательные, но  и коррекционные цели. Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

       В программе подробно описаны особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих,  основные виды деятельности учащихся  и коррекционная направленность каждого урока.

Программа содержит:

— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нор­мах русского литературного языка;

— сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

     Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Программа направлена на совершенствование и развитие следующих общеучебных умениий: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области русского языка и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Но имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по русскому языку специальной (коррекционной) школы, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в

·                     распределении программного материала по годам обучения, так как обучение в средней школе составляет 6 лет (с 5 по 10 класс).

·                     коррекционной направленности каждого урока.

·                     при организации учебного процесса учитываются  гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.

Обучение русскому языку в специальной школе носит коррекционную направленность, что проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи обучающегося. На уроках русского языка корригируются дефекты произношения (ударение), формируются фонетико-фонематические представления. Не случайно на протяжении всех лет обучения в программу входит материал по фонетике.

Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течение которых у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих разделов программы.

 Обучающиеся с комбинированным дефектом с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые. Поэтому программа с 5-го по 10-й класс построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Например, тема «Предложение» проходит через все годы обучения, начиная с 5-го класса.

Замедленное восприятие учебного материала, трудности в освоении умений и навыков, особенно на вербальном уровне, требуют увеличения (по сравнению с нормой) количества уроков по каждой теме, что также предельно четко отражено в программе.

Не менее важное значение имеет практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков. Это направление обеспечивается прежде всего специальными уроками развития устной речи. Именно на уроках развития устной речи особенно интенсивно происходит обогащение словаря, синтаксических конструкций и связной речи детей. Кроме того, работа по развитию устной и формированию письменной связной речи продолжается на всех других уроках.

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, содержание учебного материала скорректировано в  направлении перераспределения его между классами в расчете на обучение слепых и слабовидящих детей в основной школе с 5-го по 10-й класс.

На обучение отводится: в 5 классе  – 204 часа(6 часов в неделю), в 6 классе –170 часов(5 часов в неделю), в 7 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 8 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 9 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 10 классе – 136 часов + 34 часа (по выбору) (5 часов  в неделю).

 

 

 

 

Важно отметить, что в распределении материала по классам имеются переходы:

-Тема «Глагол» (5 класс) изучается в 6 классе

- Темы «Местоимение»,  «Глагол» (6класс) изучаются в 7 классе

- Темы «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Междометия»(7 класс) изучаются в 8 классе

- Тема «Простое предложение» (8 класс) изучается в 9 классе

- Курс 9 класса полностью переносится и изучается в 10 классе

Программой предусмотрены требования к уровню подготовки учащихся. Дан перечень учебно-методического обеспечения.  Приводится учебно-тематическое планирование.