Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация

к  рабочей программе по технологии.

Данная рабочая программа по технологии предназначена для общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов : 5 класс- 68ч., 6 класс- 68 ч., 7 класс- 68 ч.,

8 класс- 68ч., 9 класс- 68ч., 10 класс – 68 ч.

        Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Стандарт основного общего образования по технологии:  Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/, http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
  2. Федеральный базисный учебный план  (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 года № 1312);

3.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"

4.       Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» http://window.edu.ru/library/pdf2txt/234/39234/16912http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/, http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/

5.       Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3945/

 

                Используемые методические ресурсы

6.       К началу нового учебного 2009-2010 года. – Ярославская область: Образовательные ресурсы. – Информационно-методический выпуск, 2009.- Выпуск 101. Формат CD

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

8.       Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2012-2013 учебном году

  1.  Программа составлена на основе  примерной образовательной программы начального и основного общего образования  по технологии для 5-9 классов под редакцией В.Д. Симоненко, которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

    Преподавание технологии по рабочей программе ведется по УМК под редакцией В.Д. Симоненко «Технология» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы разделов: Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др. – М., «Вентана – Граф»  2010г.;

    Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы  начального и основного общего образования, авторы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.,под редакцией Симоненко В.Д. « Программы начального и основного общего образования»:  Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2009г.

Рабочая  программа  составлена в соответствии с новым базисным учебным планом. Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю) и 34 часа на Региональнуюпрограмму «Технологии отраслей профессиональной

 

деятельности Ярославской области» для учащихся 8 класса. Региональная программа носит информационно-ознакомительный характер, составлена на основании Приказа МО РФ от 9.03.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Общее количество часов  на предмет «Технология» в 8классе составляет 68ч. Курс «Технологии отраслей профессиональной деятельности Ярославской области» изучается во втором полугодии.

 Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.

        Значительные возможности для этого имеет школьный курс «Технология»,  включённый в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений  Российской Федерации в 1993 г.

.

              Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;

· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

· Коррекционные: организация восприятия с опорой на сохраненные анализаторы;

· формирование навыков контроля и самоконтроля;

· развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;

· формирование предметных представлений;

· развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, памяти;

· развитие внимания через поэтапный анализ.

 Основные задачи обучения

· Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

· Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

· Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

· Ознакомление с особенностями рыночной экономики предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.

· Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

· Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

         В решении коллегии Министерства Образования РФ была подчёркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. № 2043).

Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих:

имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по «Технологии» отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

-распределении программного материала по годам обучения: срок обучения в школе составляет 6 лет ( с 5 – 10 класс).Методические приемы, используемые на уроках: «рука в руку», принцип полисенсорного восприятия ( подключение слуха, осязания, обоняния, и др.).; формирование активного зрительного восприятия как у слабовидящих так и у частичнозрячих.

- коррекционной направленности каждого урока;

-использовании дидактического и раздаточного материала в увеличенном масштабе в соответствии с особенностями зрительного восприятия учащихся;

В ходе освоения курса учащиеся получают возможность :

- овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов;

- совершенствовать навыки самообслуживания по приготовлению простейших блюд, работе на кухне, уходу за кухонным инвентарем,

- овладеть навыками декоративно – прикладного творчества;

- выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект;

- иметь понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда.

сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;

Данная программа включает в себя разделы:

1.      Кулинария.

2.      Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

3.      Черчение и графика.

4.      Технология ведения дома.

5.      Профессиональное самоопределение

6.      Технологии отраслей профессиональной деятельности Ярославской области.

7.      Электротехнические работы.

8.      Современное производство и профессиональное образование.

9.      Проектирование и изготовление изделий.

 

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Программой предусмотрены требования к уровню подготовки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Должны знать:

·         понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;

·         основы бизнес-планирования;

·         потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;

·         понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности.

·         основные виды художественной обработки материалов.

 

Должны уметь:

·         проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;

·         проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия

·         выполнять эскизные работы проекта;

·         выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;

·         правильно организовывать учебное место.

 

Должны владеть компетенциями:

·         учебно – исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);

·         информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать  себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

·         социальными (умение видеть связи настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность)

·         эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).

 

 

 

 

 

 

 

Примерный тематический план.

п/п

Наименование разделов основной программы и региональной

Количество часов

Основной программы

Региональной программы

1.

Содержание и организация обучения технологии.

1

 

 2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Декоративно-прикладное творчество

7

 

3.

Технологии ведения дома

10

 

3.1.

Технология ремонта и отделки жилых помещений

2

 

3.2.

Семейная экономика

8

 

4.

Электротехнические работы

10

 

5.

Проектирование и изготовление изделий

6

 

6.

Технологии индустриального производства.

 

28

6.1

Промышленность Ярославской области

 

12

6.1.1.

Машиностроение

 

4

6.1.2.

Химическая и нефтехимическая промышленность

 

2

6.1.3.

Легкая и пищевая промышленность

 

2

6.1.4.

Энергетика

 

2

6.1.5

Промышленность для малого и среднего бизнеса

 

2

6.2

Строительство в Ярославской области.

 

7

6.3.

Транспорт и логистика.

 

5

6.4.

Технологии агропромышленного производства.

 

4

7.

Технологии социальной сферы.

 

6

7.1.

Наука. Культура. Образование.

 

2

7.3.

Туризм.

 

2

7.4.

Сфера обслуживания

 

2

 

ИТОГО:  68 часов                                                                  

34

34

 

 

 

 

 

 

Список рекомендованной литературы.

 

Список литературы для обучающихся.

Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.

Балдано И.Ц. Мода. XX век: Энциклопедия. – М., 2002.

Бытовая техника в кулинарии / Сост. Н.К. Кисель, М.С. Некрасова. – Минск; Ростов н/Д, 1998.

Детская поваренная книга: Энциклопедия для детей / Авт.-сост. ВВ Иванова. – М., 2000

Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. – 1984.

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю.  Моделирование и художественное оформление одежды. – М., 2000.

Жуковская В.И.  и др. Учимся готовить экономно и вкусно. – М., 1993.

Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Окраска. Аппликация. Батик. – М., 2003

Климов Е.А. Основы производства. Выбор профессии: проб. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы./ Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.

Кулинария для всех  / А.Т. Морозов и др. – 1988.

Кулинарный словарь / Авт.-сост. Л.И. Зданович. – М., 2001.

Морозов А.Т. Сладкие блюда. – М., 1981

СимоненкоВ.Д. «Технология» учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы разделов: Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др. – М., «Вентана – Граф»  2010г.;

Соломон З.Г. Волокна из нефти и газа. – М., 1981.

Тапер Г. Искусство сервировки. – М., 1996.

Терешкович Т.А. Словарь моды. – Минск, 2000

Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт.-сост. В.Д. Симоненко. –М.:Вентана-Граф, 2006.

Украшения для блюд и напитков / Сост. К.В. Силаева. – СПб., 2001

 

 

 

Список литературы для учителя.

 

Бейкер Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. – М.: Мир, 1992

Гаевая Р.А. Хлеб на вашем столе. – Киев : Урожай, 1993.

Гузаирова Е.Н. Школа белошвейки. – М., Педагогика-Пресс, 1993.

Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить. – М.,: Просвещение, 1989.

Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях.  – Минск: Полымя, 1994

Занятия в школе дизайна 5-9 классы. / Авт.-сост. Е.Г.    Вершинникова,  Волгоград: Учитель, 2011.

Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. / Авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Маркуцкая  С.Э. Тесты по технологии 5-7 классы. – М.,: Экзамен, 2009.

Орлова Л.В. Азбука моды. – М.,: Просвещение, 1989

Примерные программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.

Поскребышева Г. Энциклопедия домашних заготовок. – М., Олма-Пресс, 2002.

Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материаловедение швейного производства. – М.,: Легпромбытиздат, 1987.

Технология:  Метод проектов в технологическом образовании школьников. /  Авт.-сост. И.А. Сасова. Пособие для учителя.  М.: Вентана-Граф, 2010.

Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост. А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. – М.: Вентана-Граф, 2002.

Синица Н.В. Технологии ведения дома (обслуживающий труд) 5-7 классы. Методическое пособие. – М., Вентана-Граф, 2010.

Синица Н.В. Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса образовательных учреждений (вариант для девочек); под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2011.

Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы/ Авт.-сост. Е.А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2007.

Технология. Программы начального и основного общего образования. Под ред. В.Д. Симоненко. – М., Вентана-Граф, 2009.

Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности. / Авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Технология (для девочек) 5-8 классы. Тесты. / Авт.-сост. Г.А. Гордиенко   Волгоград: Учитель, 2010.

 Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки. / Авт. сост. О.Н. Маркелова.  – Волгоград: Учитель, 2009.

Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт.-сост. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2006.

Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды. – М.,: Высшая школа, 2000.

Шитье и рукоделие. Энциклопедия / Авт.-сост. И.А. Андреева. – М., 2000.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы / / Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. – М., 2004.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Возможные темы проектов для учащихся 8 классов.

10.                      Швейные изделия из журналов мод соответствующей сложности.

11.                      Выпечка из пресного теста.

12.                      Блюдо национальной кухни.

13.                      Семейный альбом (бумага, фотографии).

14.                      Игры для детей дошкольного возраста (бумага, ткань, пластик).

15.                      Выращивание и прививка растений.

16.                      Изделия народных промыслов в разной технике.

17.                      История развития моды.

18.                      Из истории костюма.

19.                       Торт ко  дню рождения.

20.                       Интерьер моей кухни.

21.                       Салфетки для семьи в подарок.

22.                       Изготовление диванной подушки.

23.                       Одежда для дома.

24.                      Русские узоры.

25.                       Подарок для друга.

26.                       Отделка готового изделия.

27.                       Внутренняя отделка дачного дома.

28.                       Наружная отделка дачного дома.

29.                       Ремонт кухни.

30.                       Современные материалы для ремонта (отделки) жилых помещений.

31.                       Экологическая безопасность при выполнении ремонтно-отделочных работ.

32.                       Современные стили интерьера жилых помещений.

33.                       Дизайн моей комнаты.

34.                       Использование декоративных и комнатных растений для оформления интерьера.