Страница обновлена 12.07.2017

Аннотация к рабочей программе по физической культуре

для 5 -9 классов VIII вида.

Автор-составитель: Виноградов М.Н.

 

             Данная программа по физической культуре для незрячих и слабовидящих детей  с нарушениями интеллекта обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе интернате, является адаптированной, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.)  и на основе авторских программ: «Программа по физической культуре для специальных школ слабовидящих детей. г.Москва 1978 г.»,  Программа для 5-9 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва «Владос». 2000 г.   

      Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2002 г., с учетом введенного приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.  третьего часа на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 1-10 классах.                               

             Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической  культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Специфической целью школьного физического воспитания является – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности детей, поддержание у них оптимального психофизического состояния, что в свою очередь предоставляет каждому ребенку возможности реализовать свои творческие потенциалы и достичь выдающихся результатов.

Задачи:

Обучающие:

- формирование знаний об основах физкультурной деятельности;

- создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма;

- формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений;

- формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека;

- формирование умений оценивать самочувствие по внешним показателям и внутренним ощущениям.

   Воспитательные:

- воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- воспитание нравственных и волевых качеств;

    привитие интереса и потребности регулярным занятиям ОФП;

 -  воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

   Коррекционно-развивающие:

- укрепление здоровья, ликвидация или коррекция нарушений, вызванных заболеванием, улучшение физической подготовленности;

-  развитие способности ориентироваться с помощью сохранных анализаторов;

-  коррекция скованности и ограниченности движений;

 - коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

- совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение игровой и соревновательной деятельности;

- расширение двигательного опыта,

- совершенствование функциональных возможностей организма;

- развитие, закрепление и совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скорости, координации.

 

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образо­вания учащихся начальной школы в области физической культу­ры, основными принципами, идеями и подходами при форми­ровании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудни­чества, деятельностный подход, интенсификация и оптимиза­ция, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном рас­крытии способностей детей, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключа­ется в учёте индивидуальных способностей личности каждо­го ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно­уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации заня­тий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики програм­мно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Формы организации

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью (коррекционно-развивающая направленность, с учетом особенности преподавания в школе 3-4 вида)   преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.

      

Работать с детьми со  зрительной  патологией  необходимо,  с  учётом специфических особенностей их психического и физического развития,  соблюдать общепринятые и специальные дидактические принципы:

·         Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости      от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.
·         Системность воздействия с обеспечением  определенного  подбора  упражнений  (с учётом состояния  зрения  и  возможности  использования  остаточного  зрения)  и последовательности их применения.
·         Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает  развитие  функциональных  возможностей  организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Сохранность представлений зависит от остроты зрения, и когнитивных умений и навыков.
·         Длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций  и основных систем организма возможна только при длительном  и  упорном  повторении физических упражнений. Образы памяти слепых и слабовидящих при  отсутствии  подкреплений  ведут к распаду. 
·         Нарастание физической нагрузки в течение учебного года.
·         Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений.
·         Соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение  правильному  дыханию,  релаксация, сюжетно-ролевые игры и  т.д.).  Этот  принцип  необходим  для  предупреждения  и профилактики переутомления.  У  детей  с  патологией  зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих детей.
·         Учёт  возрастных  особенностей  (функциональных,  физиологических,   развитие мышечного аппарата  глаза) детей,  а  также  учёт специфических особенностей развития ребенка со зрительной патологией.

Специфика  методов  обучения  основана  на  тифлопедагогических    принципах: дифференцированное и индивидуальное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учётом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, однако,  учитывая  особенности детей с нарушениями  зрения,  есть  некоторые  различия  в  приёмах  применения, обусловленных состоянием зрения. Они различны  и  изменяются  в  зависимости  от физических возможностей ребёнка, запаса знаний  и  умений,  наличия  предыдущего зрительного опыта, навыка  пространственной  ориентировки,  умения  пользоваться остаточным  зрением и осязанием. Соблюдая  принцип  компенсаторной  направленности образовательного процесса,  на  основе сенсорного развития в  процессе  обучения  двигательным  действиям  используется взаимодействие методов и приёмов. Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее распространенным является метод объяснения и практического показа,  благодаря  которым  ученик  должен осознать и представить себе двигательный образ. Особенность использования  этого метода при работе со слепыми состоит в том, что  при  описании  и  повествовании учитель не только сообщает ученикам  предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязательные, слуховые,  обонятельные,  зрительные),  пространственные представления о предметах и действия.

Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития детей с нарушением зрения:

Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Направления использования метода практических упражнений:

— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

—   выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);

—   выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);

—   использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);

—   использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

—   использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);

—   подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т. д.);

—   использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);

—   использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

—   использование изученного движения в сочетании с другимидействиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

—   изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;

—   изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);

—   использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т. д.);

—   изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

—   варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;

—   использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);

— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Метод дистанционного управления - также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний – построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Метод наглядности – занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

        При подборе средств физического воспитания на уроках физической культуры следует учитывать, что при некоторых видах нарушений зрения использование отдельных упражнений, указанных в программе,  противопоказано. В связи с этим  дети с нарушениями зрения могут быть отнесены к двум группам: 1 группа – дети, имеющие высокую степень миопии (выше 6 диоптрий) с изменением глазного дна, подвывих хрусталика, подозрение на отслойку сетчатки;  2 группа – дети с атрофией зрительного нерва, гиперметропией, дети с альбинизмом.
      Детям 1 группы противопоказаны упражнения в статических напряжениях больших групп мышц, со значительными отягощениями, прыжки в высоту и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперед, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с предельной и околопредельной интенсивностью в беге, занятия на гимнастических снарядах исключаются.
       Дети   2   группы могут выполнять все упражнения, рекомендуемые программой.
       Прыжковые упражнения выполняются в виде легких подскоков на поролоновых матах или мягком грунте. Выполнение индивидуально дозированных физических нагрузок до максимальной мышечной работоспособности способствует улучшению состояния зрительных функций и стимулирует развитие основных физиологических систем организма. Поэтому в программе дается не только описание, но и обоснованная дозировка упражнений для детей  1-й и 2-ой групп с учетом пола и возраста обучающихся.
   

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференциро­ванного и индивидуального подхода к учащимся с учетом со­стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на поло­жениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

• требованиях к результатам освоения образовательной про­граммы основного общего образования, представленной в Фе­деральном государственном стандарте начального общего об­разования;

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

• Законе «Об образовании»;

• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

• Стратегии национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.;

• примерной программе начального общего образования;

• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс «Физическая культура» в 5б.- 8б. классах составляет 2 часа в неделю (68 ч. в год),

в 9б. классе – 3 часа в неделю (102 ч.в год).

 

Распределение учебного времени по разделам

                        программного материала в 5б.- 7б. классах.

                                ( 68 часов в год ).

 

          Вид программного материала

      Количество   

       часов в год

 

 

 

 

1

Базовая часть

56

 

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Легкая атлетика

15

 

1.3

Гимнастика

12

 

1.4

Лыжная подготовка

12

 

1.5

Спортивные игры (волейбол; баскетбол; футбол)

12

 

1.6

Плавание

5

 

2

Вариативная часть

12

 

2.1

Спортивная игра голбол

12

 

3

Итого:

68

 

Распределение учебного времени по разделам

                        программного материала в 8б. классе.

                                   ( 68 часов в год ).

 

 

          Вид программного материала

      Количество   

       часов в год

 

 

 

 

1

Базовая часть

58

 

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Легкая атлетика

15

 

1.3

Гимнастика

12

 

1.4

Лыжная подготовка

12

 

1.5

Спортивные игры (футбол; волейбол; баскетбол)

12

 

1.6

Элементы единоборств

4

 

1.7

Плавание

3

 

2

Вариативная часть

10

 

2.1

Спортивная игра голбол

10

 

3

Итого:

68

 

 

      Распределение учебного времени по разделам

                        программного материала в 9б. классе.

                                         ( 102 часа в год ).

 

 

          Вид программного материала

      Количество   

       часов в год

 

 

 

 

1

Базовая часть

86

 

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Легкая атлетика

22

 

1.3

Гимнастика

18

 

1.4

Лыжная подготовка

19

 

1.5

Спортивные игры ( баскетбол; волейбол; футбол)

17

 

1.6

Элементы единоборств

6

 

1.7

Плавание

4

 

2

Вариативная часть

16

 

2.1

Спортивная игра голбол               

16

 

3

Итого:

102

 

 

 

 В результате изучения предмета: « Физическая культура» , обучающиеся

5-10 классов получат знания по темам следующих разделов :      

          

1.Теоретические сведения.

    Основы физической культуры и здорового образа жизни:

 

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, оздоровительные системы физического воспитания;

- требования к технике безопасности во время занятий  по  физической культуре;

- личная гигиена и закаливание;

- история физической культуры;

- Олимпийские игры древности и современности;

- выдающиеся достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх;

- характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;

- основные этапы развития физической культуры в России;

- двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка;

- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью , техникой выполнения упражнений, соблюдение режимов физической нагрузки;

- нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности;

- первая помощь при травмах;

- понятие о самоконтроле;

- режим дня и его основное содержание.

      2. Легкая атлетика:

- требования к технике безопасности во время занятий по легкой атлетике;

- характеристика легкой атлетики, как вида спорта;

- роль легкой атлетики в укреплении здоровья;

- история легкой атлетики;

- короткая и длинная дистанции;

- бег на скорость и на выносливость;

- метательные снаряды;

- прыжковый инвентарь;

- упражнения в прыжках в длину и высоту;

- понятие: «эстафета»;

- команды: «старт», «финиш»;

- высокий и низкий старт;

- темп, длительность бега;

- элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и

метаниях;

- самостоятельные занятия по легкой атлетике;

- организаторские знания.

 

      3. Гимнастика с элементами акробатики:

- требования к технике безопасности во время занятий  по  гимнастике и

акробатике;

- характеристика гимнастики, как вида спорта;

- роль гимнастики в укреплении здоровья;

- личная гигиена, режим дня, закаливание;

- понятие: «Правильная осанка»;

- гимнастические снаряды и элементы;

- значение напряжения и расслабления мышц;

- организующие  команды и приемы;

- упражнения  общеразвивающей   направленности ( без предметов и с

предметами).

 

      4.Лыжная подготовка:

- требования к технике безопасности во время занятий  по лыжной

подготовке;

- основные требования к одежде и обуви во время занятий;

- значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания;

- особенности дыхания;

- требования к температурному режиму, понятие об обморожении;

- характеристика лыжного спорта;

- техники лыжных ходов.

 

       5.Спортивные игры:

- требования к технике безопасности во время спортивных игр;

- характеристика игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол,

гандбол, голбол.);

- одежда и обувь изучаемых спортивных игр;

- правила изучаемых спортивных игр;

- инвентарь и оборудование для изучаемых спортивных игр;

- техника и тактика изучаемых игр.

 

        6.Плавание:

- требования к технике безопасности во время  занятий по плаванию;

- характеристика плавания, как вида спорта;

- поведение в экстремальной ситуации на воде;

- влияние плавания на состояние здоровья;

- правила личной гигиены;

- названия плавательных упражнений;

- способы плавания и предметы их обучения;

- техника плавания ( старты, повороты, ныряния).

 

В результате изучения предмета: « Физическая культура» , обучающиеся 5-10 классов практически освоят учебный материал по следующим разделам и темам:

 

         1.Легкая атлетика:

          – упражнения, направленные на развитие навыков ориентирования (переходы от одной стены зала к другой 3-4 раза( по длине и ширине); ходьба за  звуковым сигналом (по прямой, по дуге, по кругу), на звуковой сигнал до 60 м.; ходьба  по маршруту (прямолинейному и с поворотами); ходьба вокруг зала, держась в полушаге от стены); ходьба рядом с учителем на расстоянии 0,5 м.; ходьба по залу в разнообразных направлениях ( по прямой, по дуге, по кругу, выполнение других фигур); построение в колонну по одному (на голос учителя);  определение расстояния по звуку до 10 м.; повороты на голос учителя; ходьба с изменением длины шагов; воспроизведение определенного количества шагов (5, 10, 15, 20.); воспроизведение расстояния при прыжках в длину с места (сделать прыжок максимальной длины, затем прыгнуть в два раза ближе, вернуться в исходное положение);  правильная постановка рук под счет: на счет 1 – поставить руки точно в стороны, на 2 – поставить руки точно вверх, на 3 – поставить руки точно вперед, на 4 – принять исходное положение; метание малого мяча: максимально далеко и на половину максимальной величины;

       – упражнения в ходьбе (ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе , с различным положением рук, ходьба под счет, ходьба коротким, средним и длинным шагом, сочетания различных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра , в приседе, с преодалением препятствий по разметкам;              

  – беговые упражнения (обычный бег; с изменением направления движения; коротким, средним и длинным шагом; обычный бег в чередовании с ходьбой; с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперед, с захлестыванием голени назад;  с преодолением  препятствий (мячи, палки и.т.п.); челночный бег;  эстафеты с бегом  на скорость; равномерный,  медленный бег; кроссы по слабопересеченной местности); совершенствование навыков бега  ( бег в коридоре 30 – 40 см. из различных исходных положений с максимальной скоростью до 60м., с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы; «круговая эстафета», «Встречная эстафета»; бег с ускорением на расстояние от 20 до 30 м.; бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах; кросс до 15 мин.; бег с препятствиями на местности);

  – прыжковые упражнения ( на одной и на двух ногах на месте; с поворотом на 90 ,180 ; с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места; с высоты до 70 см.; с разбега с приземлением на обе ноги; с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи; веревочку  30-40 см. с 3 – 4 шагов ; прыжки в длину с 7 – 9 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку;  многоразовые прыжки на правой и левой ноге; на одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180 0  ;  по разметкам, в длину с места; с разбега с зоны отталкивания;  в высоту с 4 – 5  шагов , с места и с небольшого разбега; с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращающуюся и короткую скакалку; многоразовые до 8 прыжков.); закрепление навыков прыжков эстафеты с прыжками на одной ноге до 10 прыжков);

   – упражнения в  метании  ( метание малого мяча с места на дальность; из положения стоя грудью в направлении метания; с 4 – 5 бросковых шагов на дальность; на заданное расстояние ; в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 10 – 12 метров; броски набивного мяча – 1 – 2 кг., двумя руками от груди вперед – вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания, на дальность ).

 

         2. Гимнастика с элементами акробатики:

   – строевые упражнения (основная стойка; передвижение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам, размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; выполнение  команд: «Шагом марш!», «Класс стой»; размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; выполнение команд: « На два (четыре) шага разомкнись!»); команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый – второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, «змейкой»; команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; поворот кругом на месте; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом; перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному слиянием и разведением; по восемь в движении.);

   – общеразвивающие упражнения без предметов ( основные положения и движения рук, ног, туловища выполняемые на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук; комбинации и комплексы общеразвивающих упражнений различной координационной сложности);

   – общеразвивающие упражнения с предметами ( с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг.) , обручем, флажками);

   – упражнения на равновесие (стойка на носках; на одной ноге на полу; на гимнастической скамейке; ходьба по гимнастической скамейке; перешагивания через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки; стойка на двух ногах и одной ноге с закрытыми глазами; на одной и двух ногах; перешагивание через набивные мячи ; переноска набивных мячей; повороты кругом стоя; при ходьбе на носках по залу; при ходьбе по рейке гимнастической скамейки ; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев,упор стоя на колене,сед; ходьба по бревну большими шагами и выпадами; повороты прыжком на 900  и 1800) ;

   – висы и упоры (упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись; подтягивание в висе из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях; гимнастической скамейке; вис завесом; вис на согнутых руках согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись; поднимание ног в висе);

   – лазанья и перелезания (лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов; гимнастическую скамейку; лазанье по наклонной скамейке подтягиваясь руками в упоре присев; в упоре стоя на коленях; лежа на животе; лазанье по гимнастической стенке с одновременным перехватом  рук и перестановкой ног; ( высота до 60 см.); лазанье по канату);

   – акробатические упражнения (группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях; кувырок вперед; назад; стойка на лопатках согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону.);

   – танцевальные упражнения  (шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону; стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки;  перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки; шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг; I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев).

 

 

 

         3.Лыжная подготовка.

  – освоение техники лыжных ходов (попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы; повороты переступанием; подъемы и спуски под уклон; передвижения на лыжах от 1 км. до 3 км. с равномерной скоростью; попеременный двухшажный ход без палок и с палками; подъем «лесенкой» ,«елочкой» и «полуелочкой»; спуски в высокой и низкой стойках; торможение «плугом» и «упором»; повороты переступанием в движении);

  – игры («Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку».).

 

         4. Спортивные игры.

·         Баскетбол:

  - техника передвижений, перемещений, остановок, поворотов и стоек (стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком,  лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение.));

  – техника ловли и передач мяча (ловля и передача мяча двумя руками от  груди и  одной рукой от плеча  на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге.)); 

  – техника ведения мяча (ведение мяча в низкой, средней  и  высокой стойке,  на месте и в движении  по прямой, с изменением направления движения и скорости ; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.);

  – техника бросков мяча (броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления противника, максимальное расстояние до корзины – 3.60 м.);

  – индивидуальная техника защиты (вырывание и выбивание мяча);

  – техника владения мячом (комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.);

  – тактика игры (тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков; нападение быстрым прорывом (1:0); игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания (2:1, 3:1, 3:2, 3:3.).

·         Волейбол:

   – техника передвижений, перемещений, остановок, поворотов и стоек (стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть; комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения.);

   – техника приема и передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передачи мяча над собой и через сетку);

   – техника нижней прямой подачи (нижняя прямая подача мяча с расстояния 3 – 6 м. от сетки);

   – техника прямого нападающего удара (прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.)

   – техника владения мячом ( комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.);

   – тактика игры (тактика свободного нападения; позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

·         Футбол:

   – техника передвижений, перемещений, остановок, поворотов и стоек (стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком,  лицом и спиной вперед; ускорения, старты, из различных положений; комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения.);

   – техника ударов по мячу и остановок мяча (ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника, ведущей и не ведущей ногой.);

   – техника ударов по воротам (удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель);

   – техника владения мячом (комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.);

   – тактика игры (тактика свободного нападения; позиционное нападение без изменения позиций игроков; нападение в игровых заданиях (3:1, 3:2, 3:3, 2:1.) с атакой и без атаки на ворота).

·         Голбол:

  – техника защиты (стойка с зрительным контролем и без зрительного  контроля; положение в защите с зрительным контролем и без зрительного  контроля; перемещения с зрительным контролем и без зрительного  контроля; выполнение различных  заданий ( по команде из седа на четвереньках в  положение  лежа и в исходное положение, как в правую сторону, так и в левую с зрительным контролем и без зрительного  контроля.);

  – техника нападения (отработка техники бросков с зрительным контролем и без зрительного  контроля мяча; без мяча и с мячом; выполнение заданий ( различные виды бросков с зрительным контролем и без зрительного  контроля мяча; броски на точность – сбивание кегель с зрительным контролем и без зрительного  контроля по звуковой ориентиру; броски на силу с зрительным контролем и без зрительного  контроля мяча.);

   – техника передач (передачи мяча из положения седа с зрительным контролем мяча; передачи мяча из положения седа без зрительного  контроля по звуковому ориентиру.).

   – тактика игры (игровые задания –  команда без зрительного контроля против  игрока с зрительным контролем; команда без зрительного контроля против команды с зрительным контролем; игры.).

 

         6. Плавание

   – специальные плавательные упражнения (подводящие упражнения : имитация плавательных движений  рук и ног на суше (стоя, лежа на гимнастическом коврике, гимнастической скамейке);

    – структура работы рук и ног стиля кроль на груди; структура работы рук и ног стиля кроль на спине; структура работы рук и ног стиля брас.

 

 

 

 

Оценка успеваемости складываться главным образом из качественных критериев  оценки уровня достижений учащегося и сформированности качественных универсальных способностей. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями.

      

 

         Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность). Основной акцент направлен на динамику  физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями.