Страница обновлена 19.10.2017

ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2017-2018г.г.

  Пояснительная записка

    I.   Учебный план ГОУ ЯО «Гаврилов – Ямская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год составлен на основании базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV, VIII видов и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение основного базового образования в классах III – IV, VIII вида за 10 лет обучения. Обучающиеся дети, имеющие умственную отсталость, получают образование в объеме  9 классов по специальным программам. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами (III, IV,VII и VIII видов), сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.

   Организовано обучение в образовательных классах-комплектах:

1-4 класс; 2  класс; 3 класс; 5-7, 6-6Б,  8-9  классы;  10 класс; 1 класс VIII вида, 2-4 классы VIII вида; 7-9 классы VIII вида. В начальном звене 5 классов-комплектов; в среднем звене – 5 классов-комплектов.

   Учебный план рассчитан на 10 классов (1-4, 5-10). Продолжительность учебного года: 33 недели для 1 класса, 34 -35 недель для 2-10 классов. Занятия организованы в первую смену. Вторая смена полностью обеспечивается блоком внеурочной деятельности, коррекционными занятиями.  Уроки  продолжительностью 40 мин.  Коррекционные занятия продолжительностью 25-30 мин. Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Первый класс Вариант 3.3, 4.3 и 4.2 с 2016г обучаются по ФГОС ОВЗ.

     При разработке учебных планов учитывалось:

- социальный заказ обучающихся, родителей, лиц, их заменяющих;

- обеспеченность учебных планов финансовыми, кадровыми и программно-методическими ресурсами;

- преемственность учебных планов;

- сложившаяся практика.

  В основу разработки учебных планов заложены следующие положения:

- выдержан федеральный компонент образования в целях сохранения эквивалентности образования в различных регионах и единого образовательного пространства в России;

- учебные планы обеспечивают необходимый перечень обязательных базовых общеобразовательных предметов, гарантирует всем обучающимся получение обязательного образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

учебные планы соответствуют возможностям всех учеников, компонент образовательного учреждения ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся, их родителей;

- учебные планы разработаны в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;     СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"      (с изменениями на 25 декабря 2013 года).

Объём предельно допустимой нагрузки на одного обучающегося не превышает допустимой нормы.

Учебные планы позволяют реализовать приоритетное направление деятельности школы-интерната – реализацию образовательного процесса с учётом личностно-ориентированных подходов, принципов и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

    Учебные планы в 1-10  классах составлены на основе Федерального  базисного учебного плана  специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации III и IV видов от 10.04.2002 г. № 29/2065-п   и  на основе

 Примерной адаптированной  основной  общеобразовательной программы  начального общего образования для слабовидящих и слепых обучающихся сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным для начального общего  и  основного общего образования.  

Названия предметов в учебном плане  изменены в соответствии с требованиями государственных стандартов и продиктованы Федеральным Базисным учебным планом  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

  В структуре учебного плана выделяются: инвариантная часть (общеобразовательная и коррекционная области, курс трудовой подготовки) и вариативная часть (занятия по усмотрению учреждения – школьный компонент, факультативные занятия).

Инвариантная часть обеспечивает обучение обучающимися основного общего образования, формирование знаний основ наук, личностных качеств, социальной адаптации и социализации школьников, овладение выпускниками минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжить образование в других учебных заведениях.

  В  классах I ступени  III-IV вида  час по выбору отводится на третий час физической культуры, учитывая большую утомляемость, физическую ослабленность, боязнь движений и их несформированность, особенно  у незрячих детей, а также необходимость большего количества двигательной активности, ориентировки в пространстве по офтальмологическим показаниям.

С введением ФГОС назрела необходимость  изучения в начальной школе иностранного языка (немецкий язык) и предмета "Информатика".   Поскольку во 2 классе происходит расхождение в часах по  базисным учебным планам III-IV вида  и образовательных  учреждений  в разделе «Языки и литература», «Технология», а именно в БУП  III-IV вида      («Языки. Литература» -10 ч в неделю, технология -2 ч в неделю) с  БУПом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312) («Языки. Литература» -11ч в неделю, «Технология» –      1ч в неделю). Таким образом,  во 2,3,4 классе  на немецкий язык отводится     1 час в неделю  с литературного чтения, 1 час в неделю с технологии.  С недопустимостью зрительной перегрузки  рационально отвести 1 час на изучение иностранного языка с предмета «Технология», т.к.  у детей с ограниченными возможностями предусмотрены часы в коррекционно-адаптационной области на  развитие мелкой моторики.

Информатика 1ч в 3 и 4  классе берется из предмета "Математика".

Опыт и результативность работы показал объективную необходимость сохранения в учебном плане прежнего количества часов по  предмету «Русский язык» (5ч).

 В предмете «Окружающий мир» 1-4 классах по БУП специальных классов от 10.04. 2002 года в 1 и 2 классе отводится всего 1 час на изучение предмета, что противоречит БУП для образовательных учреждений Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, таким образом, принято решение методического совета школы-интерната от 19.09.2013г. ввести  интегрированные уроки  в 1 классе «Технология – Окружающий мир»  по 1часу в неделю; во 2 классе «Русский язык – Окружающий мир» по 1 часу      в неделю.

 В 4 классе в предмете «Литературное чтение» отводится 1 час на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Курс «ОБЖ» в начальных классах реализуется через интеграцию             с образовательной областью «Окружающий мир» и  с областью коррекционного курса «Массаж», так как оказание первой медицинской помощи является частью успешной и предпрофессиональной подготовки учащихся.

В школе-интернате осуществляется  предпрофессиональная подготовка детей – обучению массажу с 1 по  7 класс (III-IV вид).

В виду того, что во 2 и 3, 6  классе обучаются незрячие дети, то в образовательной области и  коррекционной подготовке  идет обучение по  III виду. Включение данных дисциплин обусловлено необходимостью проведения систематической коррекционно-педагогической работы в плане компенсации и реабилитации детей в обществе зрячих, а так же осознания своих реальных возможностей через формирование адекватного отношения  к своему дефекту.

На 2-ой  ступени III-IV вида  час по выбору отводится на третий час физической культуры.

  За     счёт     школьного    компонента     введён   третий час «Физической  культуры».

Учитывая замедленность восприятия учебного материала слабовидящими детьми, за счёт школьного компонента в базовой части учебного плана увеличены часы на изучение предметов: математика (алгебра)  - по 1 часу в 7; 8, 9, 10 классах; немецкий язык – 1 час в 7 классе; обществознание- 1 час в 6,7,8,9  классах, на русский язык в 10 классе 1 час     в неделю, на литературу в  8 классе и 10 классе 1час в неделю, на географию в 5 классе 1ч в неделю, на ОБЖ в 9 классе 1ч в неделю, с математики  в  5 классе берется 1 час на предмет информатика.

 На факультативные занятия  в 8  классе отводится  1 час  на  «Краеведение», в 10 классе – 1 час на русский язык и 1 час на математику в 9, 10 классах.

   Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения или его отсутствии и непосредственно связанные с этим особенности в развитии незрячих и слабовидящих (ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в развитии моторики, речи, меньшая познавательная активность, замедленность и трудности зрительного восприятия, недостатки в развитии личности и др.) коррекционная подготовка изучается в полном объеме. 

   Коррекционный курс «Предметно-практическая деятельность»  дополняет и расширяет возможности обучения незрячих и слабовидящих обучающихся в успешном овладении знаниями и умениями программного материала – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.  Предмет «Предметно-практическая деятельность» направлена на образовательный и развивающий смысл. Практические задания по предмету  для обучающихся  детей содержат в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения и носят коррекционную направленность.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО).

II. Промежуточная аттестация в ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»

1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.
        1.1. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся .
       1.2. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся и их родителей на начало учебного года.
       1.3. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

       2. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-9

классах

2.1. Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течении полугодия не может быть выставлена промежуточная итоговая оценка, а делается запись н/а (не аттестован).
         2.2. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающего, его родителей или лиц, заменяющих родителей.
          2.3. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана.
          2.4. В случае несогласия обучающегося, его родителей с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной приказом директора.

3. В связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов:

Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.

Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-4 классов по трем направлениям:

-систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.),

-выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

-материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

III.  Промежуточная аттестация 

1.    Промежуточная аттестация обучающихся проводиться без сокращения учебного процесса в мае текущего учебного года в переводных   2 – 4, 5 – 9  классах начальной, основной  школы. 

2.    К промежуточной аттестации в переводных классах допускаются обучающиеся, успешно освоившие программы соответствующего класса,  а также имеющие неудовлетворительную годовую оценку не более чем по одному предмету с условием обязательного прохождения промежуточной аттестации по данному предмету.

3.   Допуск обучающихся к промежуточной аттестации осуществляется педагогическим советом ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»  не менее, чем  за 2 недели до  проведения промежуточной аттестации.

4.    Педагогический совет ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»  имеет право освободить от промежуточной аттестации следующие категории  обучающихся:

        обучающихся на дому,

        длительно находившихся в больнице (при наличии медицинского заключения или справки),

        проходивших длительное (в течение 4-х месяцев) санаторно-курортное лечение,

        имеющих отличные отметки по всем предметам,

        призеров городских или районных олимпиад и (или) конкурсов,

       победителей  районной  (городской) научно-практической конференции школьников.

5.          Педагогический совет ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» имеет право освободить от промежуточной аттестации  обучающихся по письменному заявлению родителей (законных представителей)  в случае наличия  форс-мажорных обстоятельств, с переносом промежуточной аттестации на осень.

 6.    Педагогический совет ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» за 2 недели до начала промежуточной аттестации утверждает предметы, выносимые на промежуточную аттестацию: два предмета, один из которых по плану внутришкольного контроля, другой – по решению Педагогического совета.

 7.        Промежуточная аттестация может проводиться как письменно, так и устно в форме:

        итоговой письменной контрольной работы,

        диагностической контрольной работы,

        собеседования,

        тестирования,

        зачета,

        защиты реферата, творческой работы.

Форма проведения определяется решением педагогического совета школы.

8.         Не позднее 10 дней до начала промежуточной аттестации составляется график проведения промежуточной аттестации, учитывающий санитарно-гигиенические требования к проведению промежуточной аттестации.

 9. В установленные сроки формируется состав комиссий, председателем которых является заместитель директора школы по УВР. В случае,  если заместитель директора школы является принимающим учителем, председателем является учитель-предметник данной дисциплины, имеющий  высшую или первую квалификационную категорию.

10.     Учителя – предметники имеют право самостоятельно разработать дидактический материал для проведения промежуточной аттестации с учетом уровня подготовки класса, программных требований и  специфики школы для учащихся со зрительной депривацией. Разработанный таким образом дидактический материал подлежит обязательному утверждению на методическом совете школы-интерната.

11.    Учителя имеют право использовать дидактический материал, предложенный и согласованный с методическими службами ИРО. Использование рекомендованного дидактического материала утверждается решением методического совета школы-интерната.

12.      Работы по промежуточной аттестации выполняются на отдельных листах, имеющих в левом верхнем углу угловой штамп ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат», подписанных установленным образом. В конце работы выставляется оценка, работы подписываются всеми членами предметной  аттестационной комиссии.

13.       Информация о порядке проведения промежуточной аттестации доводится до сведения всех участников образовательного процесса в установленные регламентирующими документами сроки.

14.     Итоговая отметка в переводных классах выставляется как среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на промежуточной аттестации; положительная оценка не может быть выставлена при получении неудовлетворительной  отметки по результатам промежуточной аттестации.

Внеурочная деятельность слабовидящих и незрячих обучающихся

Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения слабовидящими обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачами организации внеурочной деятельности является:

обеспечение адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;

оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

улучшение условий для развития слабовидящего обучающегося; содействие развитию индивидуальности обучающегося; нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;

формирование у слабовидящих обучающихся потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я – концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости; развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся будут осуществляться более эффективно при соблюдении общих (гуманистическая направленность, системность, вариативность, добровольность, успешность, социальная значимость) и специальных принципов (учет особых образовательных потребностей, опора на все анализаторы, осуществление воспитания в процессе предметно-практической деятельности, развитие духовно-нравственных чувств и представлений за счет создания условий, максимально приближенных к реальной жизни и др).

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

формирование чувства сопричастности и гордости за спортивные достижения наших соотечественников;

ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в спортивно-оздоровительной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости; стремление к физическому совершенствованию;

стремление к проявлению волевых усилий, к преодолению трудностей, к достижению конкретного результата;

стремление к реализации основ здорового образа жизни, к здоровьесберегающему поведению.

Духовно-нравственное направление предполагает:

формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, стремления к выполнению моральных норм;

формирование трудолюбия, положительного отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и бережного отношения к живой и неживой природе;

формирование эстетических потребностей и чувств;

способность к оценке своего участия во внеурочной деятельности;

способность к оценке, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

развитие чувства нового;

формирование основ духовно-нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих – развитие личности, стремящейся к активности, самостоятельности, преодолению иждивенчества;

формирование мотивационной основы внеучебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;

развитие учебно познавательного интереса к внеучебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Социальное направление предполагает:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач;

укрепление доверия к другим людям;

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

использование адекватных средства общения для взаимодействия с партнером.

Общеинтеллектуальное направление предполагает:

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры – действия в новом материале;

формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учет установленных правил в планировании и контроле способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

оценку правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

формирование умения адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;

использование компенсаторных способов во внеурочной деятельности;

осуществление алгоритмизации действий как основы компенсации;

осуществление поиска, записи необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; использование знаково символических средств, в том числе, моделей и схем для решения задач.

Общекультурное направление предполагает:

знание правил этики, культуры речи;

развитие интереса к природе, социальным явлениям, расширение опыта взаимодействия с природными и социальными объектами;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, представлений о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

повышение интереса к занятиям художественным творчеством;

формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости; воспитание стремления к опрятному внешнему виду;

предупреждение вербализма знаний и речи; установление связи чувственного и логического;

формирование компенсаторных способов познавательной деятельности.

Содержание работы по данным направлениям являются ориентиром для разработки образовательной организацией программы внеурочной деятельности. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особых образовательных потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды их деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Традиционными формами организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся выступают: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, творческие мастерские, поисковые исследования, факультативы.

В качестве нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся могут выступать: презентации предметов, фактов, явлений, событий; защита проектов; чаепития и др.

Внеурочная деятельность может осуществляться:

непосредственно в образовательной организации;

на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации;

в сотрудничестве с другими организациями, специалистами муниципальных методических служб и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема);

совместно с учреждениями дополнительного образования, спортивными объектами, учреждениями культуры.

В качестве наиболее эффективного пути осуществления внеурочной деятельности со слабовидящими обучающимися выступает одновременное использование 2-х моделей: ее организация непосредственно в школе, с привлечением учреждений дополнительного образования. Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в школе обучающегося в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего (в том числе коррекционно-развивающего) процессов в рамках реализации образовательной программы.

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования заключается в предоставлении широкого выбора занятий для слабовидящего обучающегося, что обеспечивает создание условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создается общее программно методическое пространство, предполагающее разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, разработанной конкретной образовательной организацией.

Пояснительная записка

к базисным учебным планам  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида.

Учебный план специальных классов 3 и 4 видов (для обучающих, имеющих умственную отсталость) разработан на основе Федерального базисного учебного плана специальных классов от 10.04.2002г. №29/2065-п с учетом возможности учебного учреждения и особенностей контингента обучающихся.

    Базисный учебный план 3-4 видов  для обучающихся детей  с умственной отсталостью предусматривает 9-летний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и трудовой подготовки, необходимой для их социальной адаптации и реабилитации.

     В учреждении может функционировать подготовительный  класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. В подготовительном – 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5-9 классах продолжается обучение образовательным предметам.

    Особенности зрительного восприятия у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)усугубляются за счет наличия затруднений, вызванных снижением остроты зрения, имеющего место при слабовидении (острота зрения при слабовидении находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции). При слабовидении различают три степени нарушения зрения: тяжелая — острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,09; средняя — острота зрения находится в пределах от 0,1 до 0,2; легкая — острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0, 4. Кроме сниженной остроты зрения на снижение зрительных возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)негативно влияет снижение других зрительных функций (поля зрения, цветоразличение, снижение контрастной чувствительности, нарушение глазодвигательных функций), что является весьма характерным для слабовидения. Это в свою очередь, осложняется как наличием различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевание нервно-двигательного аппарата и др.), так и наличием глазных заболеваний (врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинапотия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва и др.). Вследствие выше обозначенных причин у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)нарушены: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов. У них значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов, затруднения в зрительно-моторной координации, ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность и др.).  Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также групповые коррекционные занятия.

      На коррекционные групповые занятия отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК  проводятся в соответствии с медицинскими рекомендациями.

   На коррекционных групповых и индивидуальных занятиях, проводимых для детей с нарушением интеллекта, осуществляется развитие точных движений рук и всего тела, точная ориентировка в небольшом пространстве и координация своих движений и действий в этом пространстве в плане подготовки к овладению трудовыми действиями, нужными в быту и на производстве.

Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом.

Внеурочная деятельность  слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью

Целью организации внеурочной деятельности на ступени НОО является создание условий для достижения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей с учётом их типологических и индивидуальных особенностей.

Задачами организации внеурочной деятельности является:

обеспечение элементарной адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;

развитие способностей и интересов обучающихся в доступных видах деятельности;

формирование эстетических потребностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения;

развитие самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

формирование основ нравственного самосознания личности;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями) в решении общих проблем;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут осуществляться более эффективно при соблюдении общих (гуманистическая направленность, системность, вариативность, добровольность, успешность, социальная значимость) и специальных принципов (учет особых образовательных потребностей, опора на сохранные анализаторы, осуществление воспитания в процессе предметно-практической деятельности, развитие нравственных чувств и представлений за счет создания условий, максимально приближенных к реальной жизни и др).

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное).

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

формирование чувства сопричастности и гордости за спортивные достижения наших соотечественников;

ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в спортивно-оздоровительной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости; стремление к физическому совершенствованию;

стремление к проявлению волевых усилий, к преодолению трудностей, к достижению конкретного результата;

стремление к реализации основ здорового образа жизни, к здоровьесберегающему поведению.

Нравственное направление предполагает:

формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, стремления к выполнению моральных норм;

формирование трудолюбия, положительного отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и бережного отношения к живой и неживой природе;

формирование эстетических потребностей и чувств;

способность к оценке своего участия во внеурочной деятельности;

способность к оценке, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание элементарных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

развитие чувства нового.

Социальное направление предполагает:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

формирование умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системе в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач.

Общекультурное направление предполагает:

знание основных правил культуры поведения;

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе, ценностного отношения к природе и всем формам жизни, приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

формирование эстетических чувства, представлений о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости; воспитание стремления к опрятному внешнему виду.

Содержание работы по данным направлениям являются ориентиром для разработки образовательной организацией программы внеурочной деятельности. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особых образовательных

потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды их деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Традиционными формами организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, факультативы.

В качестве нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут выступать: чаепитие; «день добрых сюрпризов», «конверт вопросов» и др.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательные организации могут использовать возможности организаций дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ.

Внеурочная деятельность может осуществляться:

в сотрудничестве с другими организациями, специалистами муниципальных методических служб и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема);

совместно с учреждениями дополнительного образования, спортивными объектами, учреждениями культуры.

В качестве наиболее эффективного пути осуществления внеурочной деятельности со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает одновременное использование 2-х моделей: ее организация непосредственно в школе, и с привлечением организаций дополнительного образования.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в школе обучающегося в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего (в том числе коррекционно-развивающего) процессов в рамках реализации образовательной программы.

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования заключается в предоставлении широкого выбора занятий для слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что обеспечивает создание условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создается общее программно методическое пространство, предполагающее разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, разработанной конкретной образовательной организацией.

 

 

 

Недельный учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3) По ФГОС

 

Предметные

Учебные

 

Количество часов в неделю

 

Всего

области

предметы

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

 
   

Обязательная часть

     

Филология

Русский язык

5

5

4

4

4

22

 

Чтение

(Литературное

чтение)

4

4

4

4

4

16

Математика

Математика

4

4

4

4

4

16

Естествознание

Окружающий мир

2

1

1

1

1

6

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

 

Рисование

1

1

1

1

1

5

Т ехнология

Ручной труд

1

2

2

2

2

9

Физическая

культура

Физическая

культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

 

21

21

20

20

20

85

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*

0

2

3

3

3

11

Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

23

113

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая

область

6

6

6

6

6

30

Ритмика

 

1

1

1

1

1

5

Адаптивная физическая культура

1

1

1

1

1

5

Социально-бытовая и пространственная ориентировка

2

2

2

2

2

10

Индивидуальные коррекционные занятия

2

2

2

2

2

10

Другие направления внеурочной деятельности

4

4

4

4

4

17

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

5

Нравственное

 

1

1

1

1

1

5

Социальное

 

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

 

1

1

1

1

1

5

Всего

 

31

33

33

33

33

161

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области

 

 

Учебный план начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3) по ФГОС

Предметные

области

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

Всег

о

I класс

11 класс

III класс

IV класс

V класс

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Русский язык

5

5

4

4

4

22

Чтение

4

4

4

4

4

16

Математика

Математика

4

4

4

4

4

16

Естествознание

Окружающий мир

2

1

1

1

1

6

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное

искусство.

Тифлографика

1

1

1

1

1

5

Технология

Ручной труд

1

2

2

2

2

9

Физическая

культура

Физическая

культура

3

3

3

3

3

15

               

Итого:

21

21

20

20

20

102

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*

0

2

3

3

3

11

Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

23

113

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая

область

6

6

6

6

6

30

Ритмика

1

1

1

1

1

5

Адаптивная физическая культура

1

1

1

1

1

5

Сенсорное развитие

1

1

1

1

1

5

Социально-бытовая ориентировка

1

1

1

1

1

5

Пространственная ориентировка

1

1

1

1

1

5

Индивидуальные коррекционные занятия

1

1

1

1

1

5

Другие направления внеурочной деятельности

4

4

4

4

4

17

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

5

Нравственное

1

1

1

1

1

5

Социальное

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

1

1

1

1

1

5

Всего

31

33

33

33

33

161

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области

Учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) по ФГОС

Предметные

области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

 

I класс

II класс

III класс

IV

класс

V

класс

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

5

5

4

4

4

22

 

Литературное чтение

4

4

4

4

3

13

 

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

 

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

 

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

1

1

1

9

 

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

 

Технология

Технология (труд)

1

1

1

1

1

5

 

Физическая

культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

 

Основы духовно­нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

       

1

1

Итого:

21

21

21

21

21

105

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*

 

2

2

2

2

8

Предельно допустимая недельная нагрузка при

5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

23

113

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая область

5

5

5

5

5

25

Ритмика

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Адаптивная физическая культура

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Развитие зрительного восприятия

1

1

1

1

1

5

Социально-бытовая ориентировка

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Пространственная ориентировка

1

1

1

1

1

5

Развитие коммуникативной деятельности

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Индивидуальные коррекционные занятия

1

1

1

1

1

5

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

5

Духовно-нравственное

1

1

1

1

1

5

Социальное

1

1

1

1

1

5

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

1

1

1

1

1

5

Всего

31

33

33

33

33

161

                   

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области

Учебный план начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2) по ФГОС

 

Предметные

области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I класс

II класс

III класс

IV

класс

V

класс

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

4

4

4

22

 

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

 

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

1

1

1

9

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

 

Изобразительное искусство. Тифлографика

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология (труд)

1

1

1

1

1

5

Физическая

культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Основы духовно­нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

       

1

1

Итого:

21

21

21

21

21

105

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе, из них*

 

2

2

2

2

8

Предельно допустимая недельная нагрузка при

5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

23

113

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая область

5

5

5

5

5

25

Ритмика

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Адаптивная физическая культура

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Развитие осязания и мелкой моторики

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Социально-бытовая ориентировка

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Развитие коммуникативной деятельности

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Пространственная ориентировка

1

1

1

1

1

5

Индивидуальные коррекционные занятия

1

1

1

1

1

5

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

5

Духовно-нравственное

1

1

1

1

1

5

Социальное

1

1

1

1

1

5

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

1

1

1

1

1

5

Всего

31

33

33

33

33

161

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (1-я ступень)

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Общеобразовательные курсы

 

2

3

4

 

Русский язык

 

5

5

4

 

Литературное чтение

 

4

4

4

 

Основы религиозной этики

и светской культуры

 

-

-

1

 

Немецкий язык

 

2

2

2

 

Математика

Информатика

 

5

     4

1

      4

1

 

Окружающий мир

 

1

2

2

 

Изобразительное искусство

 

1

1

1

 

Музыка  (Музыка и пение)

 

1

1

1

 

Физическая культура (Физкультура)

 

2+1

2+1

2+1

 

II. Трудовая подготовка

         

Технология (Трудовое обучение)

 

1

1

1

 

Всего:

 обязательная нагрузка учащихся

 

23

24

24

 

IV. Коррекционная подготовка

         

Ритмика

 

1

1

1

 

ЛФК

 

1

1

1

 

Массаж

 

1

1

1

 

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

 

2

2

2

 

Социально-бытовая ориентировка

 

1

1

1

 

Развитие осязания и мелкой моторики

 

1

1

1

 

Развитие мимики и пантомимики

 

2

2

2

 

Предметно-практическая деятельность

 

1

1

1

 

Всего коррекционных занятий

 

10

10

10

 

Итого:

 

33

34

34

 

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (1-я ступень) ЗПР

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Общеобразовательные курсы

1

2

3

4

 

Русский язык

 

5

5

4

 

Литературное чтение

 

4

4

4

 

Основы религиозной этики

и светской культуры

 

-

-

1

 

Немецкий язык

 

2

2

2

 

Математика

Информатика

 

5

     4

1

      4

1

 

Окружающий мир

 

1

2

2

 

Изобразительное искусство

 

1

1

1

 

Музыка  (Музыка и пение)

 

1

1

1

 

Физическая культура (Физкультура)

 

2+1

2+1

2+1

 

II. Трудовая подготовка

         

Технология (Трудовое обучение)

 

1

1

1

 

Всего:

 обязательная нагрузка учащихся

 

23

24

24

 

IV. Коррекционная подготовка

         

Ритмика

 

1

1

1

 

ЛФК

 

1

1

1

 

Массаж

 

1

1

1

 

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

 

2

2

2

 

Социально-бытовая ориентировка

 

1

1

1

 

Развитие осязания и мелкой моторики

 

1

1

1

 

Развитие мимики и пантомимики

 

2

2

2

 

Предметно-практическая деятельность

 

1

1

1

 

Всего коррекционных занятий

 

10

10

10

 

Итого:

 

33

34

34

 

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида (1-я ступень) ЗПР

Образовательные области

Число учебных часов в неделю по классам

I.Общеобразовательные курсы

1

2

3

4

Русский язык

 

5

5

4

Литературное чтение

 

4

4

4

Основы религиозной этики

и светской культуры

 

-

-

1

Немецкий язык

 

2

2

2

Математика

Информатика

 

5

4

1

      4

1

Черчение

   

1

 

Окружающий мир

 

1

2

2

Изобразительное искусство

 

1

1

1

Музыка  (Музыка и пение)

 

1

1

1

Физическая культура (Физкультура)

 

2

3

2/1

3

2/1

II. Трудовая подготовка

       

Технология (Трудовое обучение)

 

1

1

1

Всего:

 обязательная нагрузка учащихся

 

22

25

24

IV. Коррекционная подготовка

       

Ритмика

 

1

1

1

ЛФК

 

2

2

2

Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

 

2

2

2

Социально-бытовая ориентировка

 

1

1

1

Пространственная ориентировка

 

4

4

4

Развитие осязания и мелкой моторики

 

2

2

2

Развитие мимики и пантомимики

 

1

1

1

Коррекция недостатков развития и трудотерапия

 

1

1

1

Всего коррекционных занятий

 

14

14

14

Итого:

 

36

38

38

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида

Образовательные области

Число учебных часов в неделю по классам

I.Общеобразовательные курсы

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Русский язык

 

5

5

4

6

5

5

     

Литературное чтение

Литература

 

4

4

4

2

3

2

     

Основы религиозной этики

и светской культуры

 

-

-

1

           

Немецкий язык

 

2

2

2

3

3

2

     

Математика

Информатика

Геометрия

 

5

4

+1

  4

+1

6

+1

5+1

+1

5

+2

     

Черчение (на геометрический материал)

 

-

1

-

-

-

1

     

Окружающий мир

природоведение

 

1

2

2

2

-

       

Физика

           

+2

     

Биология

         

1

2

     

География

       

+1

2

2

     

История, общество

       

2

2

2

     

Изобразительное искусство

 

1

1

1

1

1

1

     

Музыка  (Музыка и пение)

 

1

1

1

1

1

1

     

Физическая культура (Физкультура)

 

2

3

2/+1

3

2/+1

3

2

/+1

3

/2+1

3/

2+1

     

II. Трудовая подготовка

                   

Технология (Трудовое обучение)

 

1

1

1

2

2

2

     

Всего:

 обязательная нагрузка учащихся

 

22

25

24

30

30

32

     

IV. Коррекционная подготовка

                   

Ритмика

 

1

1

1

-

-

       

ЛФК

 

2

2

2

2

2

       

Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

 

2

2

2

1

1

       

Социально-бытовая ориентировка

 

1

1

1

1

1

1

     

Пространственная ориентировка

 

4

4

4

3

3

3

     

Развитие осязания и мелкой моторики

 

2

2

2

2

2

2

     

Развитие мимики и пантомимики

 

1

1

1

1

1

1

     

Коррекция недостатков развития и трудотерапия

 

1

1

1

2

2

2

     

Всего коррекционных занятий

 

14

14

14

12

12

9

     

Итого:

 

36

39

38

42

42

41

     

Обязательные по выбору

         

     

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида с ЗПР

Образовательные области

Число учебных часов в неделю по классам

I.Общеобразовательные курсы

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Русский язык

 

5

5

4

6

5

5

     

Литературное чтение

Литература

 

4

4

4

2

3

2

     

Основы религиозной этики

и светской культуры

 

-

-

1

           

Немецкий язык

 

2

2

2

3

3

2

     

Математика

Информатика

Геометрия

 

5

4

+1

  4

+1

6

+1

5+1

+1

5

+2

     

Черчение (на геометрический материал)

 

-

1

-

-

-

1

     

Окружающий мир

природоведение

 

1

2

2

2

-

       

Физика

           

+2

     

Биология

         

1

2

     

География

       

+1

2

2

     

История, общество

       

2

2

2

     

Изобразительное искусство

 

1

1

1

1

1

1

     

Музыка  (Музыка и пение)

 

1

1

1

1

1

1

     

Физическая культура (Физкультура)

 

2

3

2/+1

3

2/+1

3

2

/+1

3

/2+1

3/

2+1

     

II. Трудовая подготовка

                   

Технология (Трудовое обучение)

 

1

1

1

2

2

2

     

Всего:

 обязательная нагрузка учащихся

 

22

25

24

30

30

32

     

IV. Коррекционная подготовка

                   

Ритмика

 

1

1

1

-

-

       

ЛФК

 

2

2

2

2

2

       

Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

 

2

2

2

1

1

       

Социально-бытовая ориентировка

 

1

1

1

1

1

1

     

Пространственная ориентировка

 

4

4

4

3

3

3

     

Развитие осязания и мелкой моторики

 

2

2

2

2

2

2

     

Развитие мимики и пантомимики

 

1

1

1

1

1

1

     

Коррекция недостатков развития и трудотерапия

 

1

1

1

2

2

2

     

Всего коррекционных занятий

 

14

14

14

12

12

9

     

Итого:

 

36

39

38

42

42

41

     

Обязательные по выбору

         

     

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (2-я ступень)

 

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Общеобразовательные курсы

5

6

7

8

9

10

Русский язык

6

5

5

4

4

4+1

Литература

2

3

2

2+1

2

2+1

Немецкий язык

3

3

2+1

2

2

2

Математика

Информатика

5

1

6

       

Математика (алгебра)

   

3+1

3+1

3+1

3+1

Математика (геометрия)

   

2

2

2

2

Физика

   

2

2

2

2

Химия

     

2

2

2

Природоведение

2

         

Биология

 

1

2

2

2

2

География

+1

2

2

2

2

2

История

2

2

2

2

2

2

Обществознание

 

+1

+1

+1

+1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

Музыка  (Музыка и пение)

1

1

1

1

1

1

Физическая культура (Физкультура)

2+1

2+1

2+1

2+1

2+1

2+1

Основы безопасности и жизнедеятельности

       

+1

 

II. Трудовая подготовка

           

Технология (Трудовое обучение)

2

2

2

2

   

Предпрофессиональная  подготовка

       

2

2

Всего: обязательная нагрузка учащихся

29

30

32

34

33

34

III. Факультативные занятия:

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

         

1

«Избранные вопросы математики»

       

1

1

«Краеведение»

     

1

   
 

29

30

32

34

34

36

IV. Коррекционная подготовка

Ритмика

2

2

2

     

ЛФК

1

1

1

     

Массаж

1

1

1

     

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

1

1

1

     

Социально-бытовая ориентировка

1

1

1

1

1

1

Развитие осязания и мелкой моторики

1

1

1

1

   

Развитие мимики и пантомимики

1

1

1

1

1

1

Предметно-практическая деятельность по биологии, математике

2

2

2

3

3

3

Всего коррекционных занятий

10

10

10

6

5

5

Итого:

39

40

42

40

39

41

                         

 

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (2-я ступень)  ЗПР

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Общеобразовательные курсы

5

6

7

8

9

10

Русский язык

6

5

5

4

4

4+1

Литература

2

3

2

2+1

2

2+1

Немецкий язык

3

3

2+1

2

2

2

Математика

Информатика

5

1

6

       

Математика (алгебра)

   

3+1

3+1

3+1

3+1

Математика (геометрия)

   

2

2

2

2

Физика

   

2

2

2

2

Химия

     

2

2

2

Природоведение

2

         

Биология

 

1

2

2

2

2

География

+1

2

2

2

2

2

История

2

2

2

2

2

2

Обществознание

 

+1

+1

+1

+1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

Музыка  (Музыка и пение)

1

1

1

1

1

1

Физическая культура (Физкультура)

2+1

2+1

2+1

2+1

2+1

2+1

Основы безопасности и жизнедеятельности

       

+1

 

II. Трудовая подготовка

           

Технология (Трудовое обучение)

2

2

2

2

   

Предпрофессиональная  подготовка

       

2

2

Всего: обязательная нагрузка учащихся

29

30

32

34

33

34

III. Факультативные занятия:

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

         

1

«Избранные вопросы математики»

       

1

1

«Краеведение»

     

1

   
 

29

30

32

34

34

36

IV. Коррекционная подготовка

Ритмика

2

2

2

     

ЛФК

1

1

1

     

Массаж

1

1

1

     

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

1

1

1

     

Социально-бытовая ориентировка

1

1

1

1

1

1

Развитие осязания и мелкой моторики

1

1

1

1

   

Развитие мимики и пантомимики

1

1

1

1

1

1

Предметно-практическая деятельность по биологии. математике

2

2

2

3

3

3

Всего коррекционных занятий

10

10

10

6

5

5

Итого:

39

40

42

40

39

41

        

 

Учебный план специальных классов (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида

                                (слабовидящих, имеющих умственную отсталость)

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Образовательные   курсы

Подг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Русский язык

   

5

6

5

7

4

4

4

3

Развитие речи

   

5

5

4

4

3

3

3

2

Математика

   

5

6

6

6

6

5

5

4

Окружающий мир

   

1

1

1

         

Природоведение

           

2

2

2

2

География

           

2

2

2

2

История

             

2

2

2

Изобразительное искусство

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Музыка и пение

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Физическая культура

   

2

2

2

2

2

2

2

3

II.Трудовая подготовка

   

2

2

4

8

8

8

8

11

Итого:

 обязательная нагрузка учащихся

   

22

24

24

29

29

30

30

31

III. Коррекционные курсы

Ритмика

   

1

1

1

         

ЛФК

   

1

1

1

1

1

     

Ориентировка в пространстве

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Социально-бытовая ориентировка

   

1

1

1

1

2

2

2

2

Общественно-полезный труд

   

1

1

1

         

Производительный труд

         

3

3

3

3

3

Групповые и индивидуальные

корр.занятия

Развитие осязания  и мелкой моторики

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

   

1

1

Всего коррекционных занятий

   

7

7

6

7

8

7

7

7

Итого:

   

29

31

30

36

37

37

37

38

                         

 

Учебный план специальных классов (коррекционных) образовательных учреждений  III вида     

                        (для незрячих, имеющих умственную отсталость)

Образовательные области

Число учебных часов в неделю

I.Образовательные   курсы

Подг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Русский язык

   

5

6

5

7

4

4

4

3

Развитие речи

   

5

5

4

4

3

3

3

2

Математика

   

5

6

6

6

6

5

5

4

Окружающий мир

   

1

1

1

         

Природоведение

           

2

2

2

2

География

           

2

2

2

2

История

             

2

2

2

Изобразительное искусство

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Музыка и пение

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Физическая культура

   

2

2

2

2

2

2

2

3

II.Трудовая подготовка

   

2

2

4

8

8

8

8

11

Итого:

 обязательная нагрузка учащихся

   

22

24

24

29

29

30

30

31

III. Коррекционные курсы

Ритмика

   

1

1

1

         

ЛФК

   

1

1

1

1

1

     

Ориентировка в пространстве

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Социально-бытовая ориентировка

   

1

1

1

1

2

2

2

2

Общественно-полезный труд

   

1

1

1

         

Производительный труд

         

3

3

3

3

3

Групповые и индивидуальные

корр.занятия

Развитие осязания  и мелкой моторики

   

1

1

1

1

1

1

1

1

Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

   

1

1

Всего коррекционных занятий

   

7

7

6

7

8

7

7

7

Итого:

   

29

31

30

36

37

37

37

38