Аннотация
к рабочей программе по пространственной ориентировке 1-4 класс
Исходя из современных представлений любой педагогический процесс состоит из взаимосвязанных компонентов: цель и задачи, содержание, методы, дидактические условия, формы организации. Непременным условием эффективного обучения младших слепых школьников ориентированию в пространстве и мобильности является то, насколько полно будут учтены возрастные и индивидуально – психологические особенности детей при выборе названных компонентов.
Тифлопедагогическая практика показала, что школьники с патологией зрения, не посещавшие ранее детский сад компенсирующего вида, нередко оказываются педагогически запущенными, не владеющими элементарными навыками различных видов деятельности, в том числе и пространственной ориентировки.
Проводимая тифлопедагогом диагностика позволяет выяснить, владеет ли ребенок навыками практического ориентирования в пространстве и имеет ли какие-нибудь пространственные представления. В зависимости от этого тифлопедагог определяет, может ни ребенок обучаться по программе своей возрастной группы или ему сначала необходимо освоить программный материал предыдущих лет обучения.
Для выявления имеющихся у школьников с нарушением зрения представлений о пространстве и навыков практического ориентирования мы пользовались схемой обследования, разработанной Л. А. Рудаковой, адаптировав ее для анализирования возможностей слабовидящих и тотально слепых школьников.
Цель и задачи обучения. Перспективная цель обучения ориентированию в пространстве и мобильности — формирование навыков, позволяющих слепым и слабовидящим свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке.
В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке по представленной программе решаются задачи развития:
— умений ориентироваться на собственном теле, то есть « на себе »;
— полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов;
— ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);
— в макропространстве (замкнутом — помещения учебной комнаты, школы; открытом —, территория школы, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;
— в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);
— с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы.
Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.
Программа обучения ориентировке построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала от одного года обучения к другому. Однако распределение часов по разделам программы на разных этапах обучения неодинаково.
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей или индивидуально.
На коррекционных занятиях знания и умения обучающихся оцениваются словесно как «хорошо» и «отлично», с указанием на моменты успешности и разъяснением недочетов в работе.
Разделы
1) Ориентировка «на себе» 2) Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения
3) Ориентировка в замкнутом (помещения группы) пространстве
4) Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
5) Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»
6) Ориентировка в процессе передвижения
7) Ориентировка в микропространстве
8) Моделирование простейших пространственных отношений
9) Ориентировка в пространстве по картинке-плану
Аннотация
к рабочей программе по пространственной ориентировке 5-10 класс.
Программа по обучению слепых и слабовидящих учащихся пространственной ориентировке составлена на основе учебного пособия “Обучение слепых пространственной ориентировке” автор М.Н.Наумов, Москва, 1982г. учебно-методического пособия А.М. Кондратова “Восстановление трудоспособности слепых”, методического пособия Ю.И. Петрова “Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве” Москва, 1988 г. “Методического пособия для студентов дефектологического отделения” автор Е.А. Кульбиш 1998г., а также на основе опыта работы со слепыми обучающимися.
Данная рабочая программа предполагает дальнейшее обучение незрячих учащихся пространственной ориентировке после получения ими знаний, умений и навыков по программе института коррекционной педагогики под редакцией Л.И.Плаксиной, Москва 1999г. для I-IV классов.
Приобретение навыков ориентировки и мобильности является важнейшей составной частью элементарной реабилитации слепых. Самостоятельность незрячего, его активная социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладел навыками ориентировки и мобильности. Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей занятий по ориентировке в пространстве.
Интеграция незрячего человека сегодня во многом обусловлена его способностью к самостоятельной ориентировке в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах, а также умением вступать в контакт со зрячими собеседниками, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Незрячий человек часто не может овладеть навыками ориентировки в малом и большом пространстве самостоятельно и нуждается в систематическом целенаправленном обучении, и развитии сенсорной сферы. Основные задачи, которые необходимо решать при обучении детей с нарушением зрения на коррекционном занятии по ориентировке в пространстве:
- Формирование мотивации к учебной деятельности по ориентированию;
- Развитие волевых качеств;
- Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности обучающихся;
- Развитие пространственного мышления;
- Развитие навыков и умений рационально использовать в процессе пространственной ориентировки все сохранные анализаторы и остаточное зрение;
- Овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами;
- Владение практическими навыками ориентировки в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке, в лесу, на водоеме, в быту и т.д.);
- Обучение детей ориентировке на общественном транспорте;
- Изучение со слепыми и слабовидящими обучающимися приемов общения со зрячими.
Данная программа предполагает обучение незрячих детей 5,6,7,8,9 и 10 классов из расчета 3 часа в неделю. Коррекционные занятия по развитию пространственной ориентировки проводятся как в группе, так и индивидуально.
Аннотация
к рабочей программе по ориентировке в пространстве 1-4 класс (VIII вид).
При составлении программы по курсу «Ориентировка в пространстве» были использованы:
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой;
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (сад – начальная школа), под редакцией Л.И.Плаксиной (коррекционный курс «Пространственная ориентировка»);
программа «Формирование пространственных представлений у детей»
Н.Я.Семаго.
Программа по курсу «Ориентировка в пространстве» предназначена для умственно отсталых школьников, имеющих тяжёлое нарушение зрения. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании пространственных отношений, в самостоятельной ориентировке на плоскости, в схеме тела, в закрытом и открытом пространстве. Это обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности, выражающейся в непонимании пространства и пространственных отношений, отсутствием у детей обобщённого образа пространства и неумением представить своё местоположение в нём.
Коррекция и компенсация недостатков в развитии ориентировки в пространстве у школьников с патологией зрения и интеллектуального развития, не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.
Цель курса – коррекция пространственных нарушений, формирование навыков понимания пространства и ориентирования в нём.
Программа предусматривает основные направления коррекционной работы: коррекция пространственного восприятия, коррекция пространственных представлений, коррекция пространственного мышления, развитие пространственного воображения, формирование навыков ориентировки.
Формы работы: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, целевые экскурсии.
В основе организации коррекционной работы лежит деятельностный подход, сочетающий практическую ориентировку и речевую деятельность учащихся.
Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала в каждом классе.
Примерное распределение часов по темам в 1-4 классах, обучающихся по программе III-VIII вида.
№ |
Название раздела |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
1 |
Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного. |
6 |
4 |
5 |
4 |
2 |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
Ориентировка на плоскости. |
12 |
10 |
8 |
10 |
4 |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину. |
3 |
4 |
3 |
4 |
5
|
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства |
9 |
11 |
15 |
11 |
Содержание программы разработано на уровне тематического планирования, которое составлено в соответствии с нормативными документами.
В специальных (коррекционных) учреждениях III – IV вида, для учащихся, имеющих умственную отсталость на изучение данного коррекционного курса с 1 по 4 класс отводится 1 час в неделю, в 1 классе – 33 часа, 2 – 4 классы – по 34 часа в год.