УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.
Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
- в 2017 году школа-интернат награждена дипломом и  кубком  за 1 место в региональном конкурсе «Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» в номинации «Инклюзивная образовательная среда в школе»
- в 2016 году школа-интернат  награждена  дипломом финалиста региональной акции «Школа толерантности на уроке физической культуры»;
-  в 2017 году Басова Елена Игоревна- директор школы-интерната, тифлопедагог, награждена дипломом за 2 место в региональном конкурсе среди педагогов общего и дополнительного образования «Лучший педагог инклюзивного образования» в номинации «Инновационный опыт реализации инклюзивных подходов среди педагогов школ-интернатов»;
- в 2017 году школе- интернату выражена благодарность ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» за многолетнее плодотворное сотрудничество, творческий и грамотный подход к делу образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках региональной системы образования;
Развитие инновационной деятельности
ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»
2020-2023 гг.
ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат», как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы. Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности. Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий. С другой стороны, более конкретно оцениваются результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы-интерната в образовательном инновационном пространстве.
Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива – это создание условий для обеспечения дальнейшего развития образовательного учреждения.
Основные направления инновационной деятельности:
- Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
 - Последовательное создание в школе- интернате здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
 - Развитие творческих способностей обучающихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
 - Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
 - Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
 - Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.
 
Можно сказать, что в настоящее время мы находимся на этапе активного внедрения инноваций.
1.1. Области инноваций и их достоинства в содержании образования
| 
			 направления  | 
			
			 обоснование выбора  | 
		
| 
			 Реализация ФГОС (1-4, 4 доп.классы) – региональная и муниципальная площадка  | 
			
			 Требования времени  | 
		
| 
			 Участие в национальном проекте «Образование» в рамках реализации направления «Поддержка семей, имеющих детей». Консультативная, психолого-педагогическая и методическая поддержка семей, имеющих детей с нарушением зрения.  | 
			
			 Технологичность образовательной деятельности. Формирование инклюзивной компетентности родителей, как агентов первичной социализации.  | 
		
| 
			 Реализация Программ внеурочной деятельности (1-4, 4 доп. классы)  | 
			
			 Создание условий для максимального раскрытия творческого, интеллектуального, лидерского и физического потенциала учащихся, комфортных условий для развития и социальной адаптации детей с ОВЗ. 
  | 
		
| 
			 Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ТМНР  | 
			
			 Создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся  | 
		
В методиках, технологиях:
- использование здоровьесберегающих технологий;
- использование адаптивных, тестовых и информационных технологий;
- использование метода Портфолио с 1 класса для систематизации и обобщений;
-использование новых технологий обучения (технологии деятельностного типа, игровые технологии)
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
В организации образовательной деятельности
| 
			 направления  | 
			
			 обоснование выбора  | 
		
| 
			 Динамическое расписание  | 
			
			 В первой половине дня преподаются предметы повышенной сложности и могут чередоваться с коррекционными , логопедическими, психологическими и библиотечными уроками, во второй половине дня – уроки творческой направленности и коррекционные занятия, включение спортивных мероприятий и динамических уроков в основное расписание школы-интерната, что способствует снижению зрительной и эмоциональной нагрузки  | 
		
| 
			 Введение в традиционные педагогические технологии элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения  | 
			
			 Модернизация традиционных технологий  | 
		
| 
			 Введение третьего часа физкультуры  | 
			
			 Федеральный план  | 
		
| 
			 Система оценивания (самооценка, уровни успешности)  | 
			
			 Повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.  | 
		
| 
			 Новые формы организации урока  | 
			
			 игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры, интегрированные уроки  | 
		
| 
			 Организация проектной деятельности учащихся, проектная деятельность, социальная проба, предметные недели  | 
			
			 на всех ступенях обучения  | 
		
| 
			 Организация родительских собраний по вопросам обучения, воспитания детей с нарушением зрения  | 
			
			 Совместно обеспечить включение в общество детей с ОВЗ, подготовить к активному участию в социальной жизни.  | 
		
Во внутришкольном контроле
| 
			 направление  | 
			
			 обоснование выбора  | 
		
| 
			 Творческие группы педагогов  | 
			
			 Публичные выступления, организационно-методическая деятельность, организация работы по формированию, изучению и обобщению передового опыта.  | 
		
| 
			 Социальные практики  | 
			
			 для учащихся 8-10 классов  | 
		
| 
			 Индивидуальные образовательные траектории обучения  | 
			
			 создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся  | 
		
| 
			 Использование информационных технологий и программного обеспечения  | 
			
			 позволяют систематизировать и хранить информацию об образовательном процессе  | 
		
| 
			 Использование школьной локальной сети, сайта  | 
			
			 для передачи, систематизации и обобщения информации об образовательном процессе  | 
		
| 
			 Использование мультимедийного оборудования  | 
			
			 для проведения семинаров, совещаний, собраний различного уровня для всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся)  | 
		
Как мы видим, инновационные процессы затрагивают все образовательные области. Нововведения в ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).
1.2. Достоинства инновационных технологий
По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:
- дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания
 - развивают самостоятельность в образовательной деятельности
 - создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает
 - повышается коммуникативная культура
 - растет мотивация к дальнейшему образованию
 - повышается самооценка ученика
 - положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
 
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
- развивать творческие способности и интеллект обучающихся;
- ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы ребёнка;
- наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ (модель образовательного процесса, обеспечивающая позитивные результаты введения ФГОС и формирование развивающей образовательной среды в школе);
- повышать качество педагогической деятельности (организация урока, учебная мотивация учащихся);
– осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
– ориентировать деятельность на получение нового образовательного результата;
- устойчивости работы школы- интерната.
1.3. Распространение опыта инновационной деятельности школы
- В 2018 году от региона школа приняла участие в международном мастер-классе в Санкт-Петербурге «Роль социального партнёрства в развитии образовательной организации».
- В 2018году школа приняла участие в совещании в формате круглого стола «Обеспечение физической и информационной доступности профессиональных образовательных организаций для лиц с ОВЗ и инвалидностью»
- В 2019 году школа-интернат награждена благодарственным письмом Главного Управления МЧС России по ЯО за воспитание у учащихся чувства уважения к ветеранам-профессионалам пожарного дела и развития творческих способностей подрастающего поколения
- В 2019 году школа-интернат награждена благодарственным письмом (федеральный уровень): Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ОВЗ, в соответствии с современными требованиями.
- В 2020 году школа приняла активное участие и предоставление опыта в рамках проведения межрегиональных педагогических чтений «Практика образования детей с инвалидностью и с ОВЗ: опыт, перспективы» в АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
- В 2020 году школа приняла активное участие в круглом столе «Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями зрения в образовательном процессе» г. Санкт-Петербург
- В 2020 году директор школы-интерната Басова Е.И стала Членом Союза Дефектологов России.