Страница обновлена 26.02.2025

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Страница обновлена 26.02.2025
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Образование

Сведения о языках образования

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся Вариант 4.2
Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся Вариант 4.2
Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы
Математика 1- 4 доп. КЛАССЫ
Наименование рабочей программы
Математика 1- 4 доп. КЛАССЫ
Аннотация к рабочей программе

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих  обучающихся  (вариант 4.2),

Обучение математике является важнейшей составляющей начального образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у слабовидящих младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, обучающиеся усваивают определённые обобщенные знания и овладевают способами действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию окружающего мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. В свою очередь, универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Обучающиеся овладеют умениями использовать начальные математические знания для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений. Овладеют навыками измерения, пересчёта, вычисления, записи и выполнения алгоритмов.

Цели образовательно-коррекционной работы - сформировать у слабовидящих обучающихся математические знания и умения в объеме начальной ступени обучения, предупреждая и корригируя в процессе обучения вторичные отклонения в развитии данной категории детей, обусловленные зрительной депривацией и пробелами в дошкольном воспитании.

Задачи курса на начальной ступени обучения:

  • уточнять и расширять представления об окружающем мире;
  • развивать образное и логическое мышление, воображение;
  • формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
  • формировать у слабовидящих обучающихся первичные представления о математике;
  • формировать умения различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • формировать начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий;
  • совершенствовать навыки поисков информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
  • вырабатывать навыки мышления, характерного для математической деятельности;
  • формировать у слабовидящих обучающихся интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;
  • развивать у слабовидящих обучающихся полисенсорное восприятие;  пространственные представления; познавательную деятельность;  наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • расширять кругозор; развивать речь;
  • корректировать у слабовидящих обучающихся индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

1 класс

  • На обучение математике выделяются часы учебного плана: 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

2 класс

  • На обучение математике выделяются часы учебного плана: 170 часов (4 ч  и 1 ч по выбору(4+1 ч).

3 класс

  • На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136  часов (4 ч  в нед.).

4 класс

  • На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136  часов (4 ч  в нед.).

4 доп. Класс

  • На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136  часов (4 ч  в нед.).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные линии:

  1. Числа и вычисления
  • Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.
  • Целые неотрицательные числа
  • Арифметические действия с числами
  • Величины
  1. Пространственные отношения.
  • Геометрические фигуры.
  • Измерение геометрических величин

Общие понятия.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

Отношения.

Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 10. (Нумерация. 28 ч)

Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.

Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20. (Нумерация. 12 ч)

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание в пределах десяти. (56 ч)

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),

- (минус), = (равно).

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».

Величины и их измерение.

Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.

Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.

Текстовые задачи.

Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;

Элементы геометрии.

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры.

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

Занимательные и нестандартные задачи.

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений

Показывать:

  1. предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами, т.е. понимать пространственные отношения;
  2. числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
  3. число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  4. фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).

Воспроизводить по памяти:

  1. результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
  2. результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.

различать:

  1. число и цифру;
  2. знаки арифметических действий (+, -);
  3. многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник;
  1. предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  2. предметы по форме, размерам (больше, меньше);
  3. два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».

Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

  1. выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
  2. решать учебные и практические задачи:
  1. выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  2. пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  3. определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
  4. решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
  5. выполнять табличное вычитание изученными приемами;
  6. измерять длину предмета с помощью линейки;
  7. изображать отрезок заданной длины;
  8. читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
  9. использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
  10. использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
  11. выделять как параметр классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  12. выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
  13. производить классификацию предметов, математических объектов по одному параметру;
  14. решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
  15. узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  16. определять длину данного отрезка;
  17. заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов (повышенный уровень);
  18. решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Числа от 1 до 20. (Нумерация. 15 ч)

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.

 Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числа от 1 до 20 .(Сложение и вычитание 34 ч.)

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Компоненты сложения и вычитания.

Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единицы массы: килограмм.

  Единица вместимости: литр.

Числа от 1 до 100. (16 ч). Нумерация.

Новая счетная единиа-десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.

Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними.

Длина ломаной.

Периметр многоугольника.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

          ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100  (70 ч).

Сложение и вычитание.

         Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

          Числовое выражение и его значение.

          Порядок действий в выражениях , содержащих 2 действия (со скобками и без скобок).

        Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств  сложения для рационализации вычислений.

      Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

    Проверка сложения и вычитания.

   Выражения с одной переменной вида.

   Уравнение. Решение уравнения. Углы прямые и непрямые (острые , тупые). Прямоугольник. Квадрат. Свойство противоположных сторон прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

     Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений :

    Показывать числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;

  • число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  • фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок). Воспроизводить по памяти:
  • результаты табличных случаев вычитания в пределах 20. Различать:
  • многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник; Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

-решать учебные и практические задачи:

-выполнять табличное вычитание изученными приемами;

  • изображать отрезок заданной длины;
  • читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
  • использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;

(повышенный уровень)

-использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);

  • выделять как параметр классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному параметру;

-решать задачи в два действия на сложение и вычитание;

-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

  • заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов (повышенный уровень);

 -решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий;    

  знать:

  • последовательность чисел от 1 до 100;
  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);      уметь:
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях - устно, в более сложных-письменно;
  • использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления.

            Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 100.

Нумерация чисел.

Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, тема «Табличное умножение и деление» частично перенесена на 3 класс.

Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Доли Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
  • сравнивать двузначные  числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять двузначное  число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4-4доп. классы

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация.Новая счетная единица - тысяча.Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые сложением и вычитанием;

сложение и вычитание с числом 0;

переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;

способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые умножением и делением;

случаи умножения с числами 1 и 0;

деление числа 0 и невозможность деления на 0;

переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;

рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;

взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;

способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих:

смысл арифметических действий;

нахождение неизвестных компонентов действий;

отношения больше, меньше, равно;

взаимосвязь между величинами;

решение задач в два – четыре действия;

решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.Величины.Геометрические фигуры.Доли.

Решение задач изученных видов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

      К концу обучения в 4-4 доп. классе ученик научится:

-называть:

последовательность чисел до 1000;

- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

единицы длины, площади, массы;

названия компонентов и результатов умножения и деления;

виды треугольников;

правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

понятие «доля»;

определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;

чётные и нечётные числа; определение квадратного дециметра;

определение квадратного метра;

 правило умножения числа на 1;

 правило умножения числа на 0; правило деления нуля на число;

-сравнивать:

числа в пределах 1000;

числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков; площади фигур; различать:

отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; читать:

числа в пределах 1000. записанные цифрами; воспроизводить:

результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

соотношения между   единицами длины: 1  м  = 100 см. 1 м  = 10 дм;

соотношения между   единицами массы: 1  кг = 1000 г;

соотношения между   единицами времени: 1год =12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;

приводить примеры:

двузначных, трёхзначных чисел;

числовых выражений;

-моделировать:

десятичный состав трёхзначного числа;

алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:

числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:

текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

-классифицировать:        

треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные); конструировать:

тексты несложных арифметических задач;

алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:

свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:

готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: записывать цифрами трёхзначные числа;

-называть:

последовательность чисел до 1000;

число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;

вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;

вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);

выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения в четвёртом  классе ученик получит возможность научиться:

выполнять проверку вычислений;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

решать задачи в 1-3 действия;

находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

классифицировать треугольники;

умножать и делить разными способами;

выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;

сравнивать выражения; решать уравнения;

строить геометрические фигуры; выполнять внетабличное деление с остатком;

использовать алгоритм деления с остатком; выполнять проверку деления с остатком; находить значения выражений с переменной;

писать римские цифры, сравнивать их;

записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать

числа;

сравнивать доли;

строить окружности.

составлять равенства и неравенства.

Рабочая программа
Русский язык 1- 4 доп. КЛАССЫ
Наименование рабочей программы
Русский язык 1- 4 доп. КЛАССЫ
Аннотация к рабочей программе

Аннотация к адаптированной рабочей программе

Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в определённой системе.

Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку построена как органичная часть системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели изучения курса:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем целыми словами, чтения про себя).
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
  • формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;
  • формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда;
  • воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил;
  • воспитание уважения к народным обычаям и традициям
  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование навыков зрительного анализа;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • расширение кругозора;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • развитие монологической речи

Место предмета в учебном плане

  • 1 класс

На обучение грамоте (русский язык) выделяются часы учебного плана по русскому языку 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели)

  • 2 класс

Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на  170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели)

  • 3 класс

Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на  136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

  • 4 класс

Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на  136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

  • 4 доп. класс

Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на  136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, интеграции слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматико-орфографической пропедевтики.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех задач его периодов:

добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Добукварный период. Знакомство со словом, его значением, осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, различение в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, деление слов на слоги, выделение ударения, «чтение» слов по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. Первоначальное представление о гласных и согласных звуках (твердых и мягких), изучение первых пятти гласных звуков и обозначающих их букв.

Букварный период. Изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными буквами, обознающими два звука;  знакомство с  буквами, не обознающими звуков. Обучение чтению, усвоение его механизма.

Послебукварный период (повторительно-обобщающий). Постепенный переход к чтению целыми словами, чтению про себя, знакомство с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие речи                                                                                

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
  • различать устную и письменную речь;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
  • определять тему и главную мысль текста;

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
  • обозначать на письме звук [й’];
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения ( . ? !);
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Фонетика.  Звуки. Гласные звуки. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, шипящих. Озвончение и оглушение парных согласных. Словесное ударение. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика.  

 Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Русский алфавит. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Буквы И и Й. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Письмо букв слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Небуквенные графические средства( дефис, пробел, черточка и т.д) Перенос слов.

       Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова . Использование словарей русского языка.

       Морфемика. Особенности морфемного строя русского языка(слова). Словарное богатство русского языка. Родственные (однокоренные) слова.  Разные формы одного и того же слова. Корень слова.

      Морфология. Умение опознавать имена собственные. Слова, обозначающие предмет, признак и действие предметов.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Предложение как единица языка и речи. Порядок слов в предложении. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения, связь слов в предложении.

 

Орфография и пунктуация. Представление об орфограмме.  Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу  в положении под ударением;
  • сочетания чк — чн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Многозначные слова, слова-синонимы, слова -антонимы.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Коллективное составление рассказа.

В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, темы  «Местоимение» и «Предлоги»  перенесены на 3 класс.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие речи Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
  • различать устную и письменную речь;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
  • определять тему и главную мысль текста;

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

Лексика

Обучающийся научится:

  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

 Орфография и пунктуация

 Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения ( . ? !);
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова

(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

3 класс

В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, темы 2 класса  «Местоимение» и «Предлоги»  перенесены на 3 класс. Темы «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол» изучаются в 4 классе.

Повторение изученного  во 2 классе. (4 ч.)

Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Текст - повествование, описание, рассуждение. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко – буквенный анализ слова

Предлог и местоимения. Учебник 2 класса 2 часть. (11 ч.)

Понятие о предлогах. Понятие о личных местоимениях. Роль в предложении. Изменение местоимений 3 лица.

Предложение.  Учебник 3 класса 1 часть. (19 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Предложения с однородными членами. Простое и сложное предложение.

Слово в языке и речи. Учебник 3 класса 1-2 часть. (61 ч.)

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление).

Части речи. Учебник 3 класса 2 часть. (35 ч)

Понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Род, число и падеж существительных.

Повторение в конце учебного года (6 ч.)

Предложение и текст. Состав слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в различных частях слова. Слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

• понимать, что предложение - это основная единица речи;

• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, основа)

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные форма

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости. -мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного  в  слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы:

• производить звуковой и звукобуквенный разбор слова:

• производить морфемный разбор ясных по составу слов,где слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж  имен существительных;  число имён прилагательных;  число глаголов,лицо местоимений);

• изменять имена существительные,  склонять в единственном числе имена существительные;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид по цели высказывания и интонации;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения:

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тема текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план теист

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

4 класс

Повторение изученного  в 3 классе. (5 ч.)

Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Текст - повествование, описание, рассуждение. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко – буквенный анализ слова. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Письмо слов с разделительным мягким, разделительным твёрдым знаками. Части речи. Личные местоимения.

Имя  прилагательное. Учебник 3 класса 2 часть. (25 ч.)

Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Текст-описание. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.  Изменения имён прилагательных по числам.

Местоимения. Учебник 3 класса 2 часть. (6ч.)

Понятие о личных местоимениях. Роль в предложении. Изменение местоимений 3 лица.

Глагол. Учебник 3 класса 2 часть. (29 ч.)

Общее понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в предложении. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Текст-рассуждение. Понятие о временных формах глагола. Определение времени глагола. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени (, ). Правописание глаголов с приставками. Правописание частицы не с глаголами. 

Предложение.  Учебник 4 класса 1 часть. (11 ч.)

Предложения с однородными членами. Распознавание однородных членов в предложениях. Запятая в предложениях с однородными членами без союзов. Однородные члены предложения, соединённые союзами и а но да(но). Правильное построение предложений с однороднымичленами.

Наша речь.  Учебник 4 класса 1 часть.  (18 ч.)

Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Письменное изложение текста (обучающее).

Слово в языке и речи. Учебник 4 класса 1 часть. (31 ч.)Части речи. Наречие. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление).

Повторение в конце учебного года (11 ч.)

Предложение и текст. Состав слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в различных частях слова. Слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

4 доп. класс

Повторение (5 ч)

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка право­писания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инже­неры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

 

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи­тельным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому зна­чению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навы­ка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па­дежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место­имений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в не­определенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопро­сам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв воз­вратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла­голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видетьвидел, слышатьслышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж­ных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоя­тельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, сущест­вительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисун­ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи­теля.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.

Повторение (16 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4-4 доп. классы

Обучающийся научиться:

  • применять ранее и вновь изученные правила правописания:
    • непроизносимые согласные;
    • разделительный твёрдый знак (ъ) и разделительный мягкий знак (ь);
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
    • безударные родовые окончания имён существительных, имён  прилагательных и глаголов прошедшего времени;
    • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
    • раздельное написание частицы не с глаголами;
    • запятая в предложениях с однородными членами;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • выполнять задания стандартизированной формы (в рамках программы);
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
  • использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • делить текст на части, соблюдать при письме красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся),

соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • распознавать и находить части речи на основе усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог, частица, местоимение (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число;
  • распознавать неопределённую форму глагола;
  • определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
  • изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • определять тему и основную мысль текста;
  • составлять устный ответ-рассуждение;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку и опорным словам,
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • понимать и использовать в речи омонимы;
  • различать в предложениях и текстах омонимов;
  • понимать и использовать в речи наиболее известные фразеологизмы (устойчивые сочетаниях слов);
  • различать в предложениях  текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • применять правила правописания: запятая между частями в сложном предложении и в предложении с однородными членами, безударные родовые окончания имён существительных и имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени, безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов,       -ин);;
  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • узнавать сложные слова (типа  вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах.
Рабочая программа
Нормативный срок обучения
5 лет
Образовательной программой не предусмотрена практика
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение)
русский
Организация не осуществляет научную деятельность
Календарный учебный график
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы
бессрочно
У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации
Численность обучающихся
96 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
96 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами
0 чел.

 Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах

 

Форма обучения: очная 

Свидетельство о государственной аккредитации: бессрочно

Язык, на которых осуществляется образование: русский

1. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.2) (АООП НОО для слабовидящих обучающихся)


2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением зрения (вариант 3.2) (АООП НОО для слепых обучающихся)


3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.3)


4. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением зрения (вариант 3.3)


5. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 3.4)


6. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 2) 


7. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с нарушением зрения (слабовидящие)


8. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для  детей с нарушением зрения (слепые) 

9. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения


Учебные планы на 2024-2025 уч.год

Рабочие программы

  1.  Адаптированные рабочие программы 5 класс по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат"за 2022-2023 уч.год
  2. Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат"за 2022-2023 уч.год
  3. Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат" за 2023-2024 уч.год
  4. Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат" за 2024-2025 уч.год
  5. Адаптированные рабочие программы по внеурочной деятельности ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"
  6. Адаптированные рабочие программы по коррекционным курсам ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"
  7. Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 

Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности   

ИНФОРМАЦИЯ О ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ 


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК составлен на текущий 2024-2025 учебный год и действителен с 02.09.2024 г. по 31.08.2025 г.


Общая численность обучающихся – 96

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов

Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица

0

96

0

 


Дополнительное образование

Видеоролик «Как записаться на программу с использованием сертификата»https://yadi.sk/i/-YGL9zq5R6KDww

Как получить сертификат дополнительного образования

Методические и иные документы, разработанные ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"