Образование
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся Вариант 4.2
Математика 1- 4 доп. КЛАССЫ
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2),
Обучение математике является важнейшей составляющей начального образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у слабовидящих младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, обучающиеся усваивают определённые обобщенные знания и овладевают способами действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию окружающего мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. В свою очередь, универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Обучающиеся овладеют умениями использовать начальные математические знания для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений. Овладеют навыками измерения, пересчёта, вычисления, записи и выполнения алгоритмов.
Цели образовательно-коррекционной работы - сформировать у слабовидящих обучающихся математические знания и умения в объеме начальной ступени обучения, предупреждая и корригируя в процессе обучения вторичные отклонения в развитии данной категории детей, обусловленные зрительной депривацией и пробелами в дошкольном воспитании.
Задачи курса на начальной ступени обучения:
- уточнять и расширять представления об окружающем мире;
- развивать образное и логическое мышление, воображение;
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать у слабовидящих обучающихся первичные представления о математике;
- формировать умения различать обоснованные и необоснованные суждения;
- формировать начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий;
- совершенствовать навыки поисков информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- вырабатывать навыки мышления, характерного для математической деятельности;
- формировать у слабовидящих обучающихся интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;
- развивать у слабовидящих обучающихся полисенсорное восприятие; пространственные представления; познавательную деятельность; наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- расширять кругозор; развивать речь;
- корректировать у слабовидящих обучающихся индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
1 класс
- На обучение математике выделяются часы учебного плана: 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
2 класс
- На обучение математике выделяются часы учебного плана: 170 часов (4 ч и 1 ч по выбору(4+1 ч).
3 класс
- На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136 часов (4 ч в нед.).
4 класс
- На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136 часов (4 ч в нед.).
4 доп. Класс
- На обучение математике выделяются часы учебного плана: 136 часов (4 ч в нед.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные линии:
- Числа и вычисления
- Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.
- Целые неотрицательные числа
- Арифметические действия с числами
- Величины
- Пространственные отношения.
- Геометрические фигуры.
- Измерение геометрических величин
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (Нумерация. 28 ч)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. (Нумерация. 12 ч)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти. (56 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений
Показывать:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами, т.е. понимать пространственные отношения;
- числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
Воспроизводить по памяти:
- результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
- результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
различать:
- число и цифру;
- знаки арифметических действий (+, -);
- многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник;
- предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- предметы по форме, размерам (больше, меньше);
- два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».
Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
- решать учебные и практические задачи:
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
- решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
- выполнять табличное вычитание изученными приемами;
- измерять длину предмета с помощью линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как параметр классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному параметру;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов (повышенный уровень);
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Числа от 1 до 20. (Нумерация. 15 ч)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.
Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числа от 1 до 20 .(Сложение и вычитание 34 ч.)
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Компоненты сложения и вычитания.
Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единицы массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
Числа от 1 до 100. (16 ч). Нумерация.
Новая счетная единиа-десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 (70 ч).
Сложение и вычитание.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях , содержащих 2 действия (со скобками и без скобок).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида.
Уравнение. Решение уравнения. Углы прямые и непрямые (острые , тупые). Прямоугольник. Квадрат. Свойство противоположных сторон прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений :
Показывать числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок). Воспроизводить по памяти:
- результаты табличных случаев вычитания в пределах 20. Различать:
- многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник; Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
-решать учебные и практические задачи:
-выполнять табличное вычитание изученными приемами;
- изображать отрезок заданной длины;
- читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
(повышенный уровень)
-использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как параметр классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному параметру;
-решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов (повышенный уровень);
-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий;
знать:
- последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях - устно, в более сложных-письменно;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100.
Нумерация чисел.
Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, тема «Табличное умножение и деление» частично перенесена на 3 класс.
Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Доли Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
- сравнивать двузначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4-4доп. классы
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация.Новая счетная единица - тысяча.Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые сложением и вычитанием;
сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые умножением и делением;
случаи умножения с числами 1 и 0;
деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в два – четыре действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.Величины.Геометрические фигуры.Доли.
Решение задач изученных видов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
К концу обучения в 4-4 доп. классе ученик научится:
-называть:
последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади, массы;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
виды треугольников;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
понятие «доля»;
определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
чётные и нечётные числа; определение квадратного дециметра;
определение квадратного метра;
правило умножения числа на 1;
правило умножения числа на 0; правило деления нуля на число;
-сравнивать:
числа в пределах 1000;
числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков; площади фигур; различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; читать:
числа в пределах 1000. записанные цифрами; воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см. 1 м = 10 дм;
соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
соотношения между единицами времени: 1год =12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
двузначных, трёхзначных чисел;
числовых выражений;
-моделировать:
десятичный состав трёхзначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
-классифицировать:
треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные); конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: записывать цифрами трёхзначные числа;
-называть:
последовательность чисел до 1000;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
классифицировать треугольники;
умножать и делить разными способами;
выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
сравнивать выражения; решать уравнения;
строить геометрические фигуры; выполнять внетабличное деление с остатком;
использовать алгоритм деления с остатком; выполнять проверку деления с остатком; находить значения выражений с переменной;
писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать
числа;
сравнивать доли;
строить окружности.
составлять равенства и неравенства.
Русский язык 1- 4 доп. КЛАССЫ
Аннотация к адаптированной рабочей программе
Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в определённой системе.
Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку построена как органичная часть системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели изучения курса:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем целыми словами, чтения про себя).
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
- формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;
- формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда;
- воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям
- развитие зрительного восприятия;
- формирование навыков зрительного анализа;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение кругозора;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
- развитие монологической речи
Место предмета в учебном плане
- 1 класс
На обучение грамоте (русский язык) выделяются часы учебного плана по русскому языку 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели)
- 2 класс
Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели)
- 3 класс
Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
- 4 класс
Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
- 4 доп. класс
Учебный предмет в соответствии с рабочим планом рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, интеграции слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех задач его периодов:
добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Добукварный период. Знакомство со словом, его значением, осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, различение в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, деление слов на слоги, выделение ударения, «чтение» слов по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. Первоначальное представление о гласных и согласных звуках (твердых и мягких), изучение первых пятти гласных звуков и обозначающих их букв.
Букварный период. Изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными буквами, обознающими два звука; знакомство с буквами, не обознающими звуков. Обучение чтению, усвоение его механизма.
Послебукварный период (повторительно-обобщающий). Постепенный переход к чтению целыми словами, чтению про себя, знакомство с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
- различать устную и письменную речь;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
- определять тему и главную мысль текста;
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
- различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
- наблюдать над образованием звуков речи;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
- обозначать на письме звук [й’];
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
Лексика
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
- на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
- на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения ( . ? !);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Фонетика. Звуки. Гласные звуки. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, шипящих. Озвончение и оглушение парных согласных. Словесное ударение. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Русский алфавит. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Буквы И и Й. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Письмо букв слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Небуквенные графические средства( дефис, пробел, черточка и т.д) Перенос слов.
Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова . Использование словарей русского языка.
Морфемика. Особенности морфемного строя русского языка(слова). Словарное богатство русского языка. Родственные (однокоренные) слова. Разные формы одного и того же слова. Корень слова.
Морфология. Умение опознавать имена собственные. Слова, обозначающие предмет, признак и действие предметов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Предложение как единица языка и речи. Порядок слов в предложении. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения, связь слов в предложении.
Орфография и пунктуация. Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
- сочетания чк — чн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Многозначные слова, слова-синонимы, слова -антонимы.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Коллективное составление рассказа.
В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, темы «Местоимение» и «Предлоги» перенесены на 3 класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
- различать устную и письменную речь;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
- определять тему и главную мысль текста;
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
Лексика
Обучающийся научится:
- на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
- на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения ( . ? !);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
В связи с тем, что получение начального образования пролонгировано на 5 лет, темы 2 класса «Местоимение» и «Предлоги» перенесены на 3 класс. Темы «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол» изучаются в 4 классе.
Повторение изученного во 2 классе. (4 ч.)
Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Текст - повествование, описание, рассуждение. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко – буквенный анализ слова
Предлог и местоимения. Учебник 2 класса 2 часть. (11 ч.)
Понятие о предлогах. Понятие о личных местоимениях. Роль в предложении. Изменение местоимений 3 лица.
Предложение. Учебник 3 класса 1 часть. (19 ч.)
Главные и второстепенные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Предложения с однородными членами. Простое и сложное предложение.
Слово в языке и речи. Учебник 3 класса 1-2 часть. (61 ч.)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление).
Части речи. Учебник 3 класса 2 часть. (35 ч)
Понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Род, число и падеж существительных.
Повторение в конце учебного года (6 ч.)
Предложение и текст. Состав слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в различных частях слова. Слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, основа)
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные форма
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости. -мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы:
• производить звуковой и звукобуквенный разбор слова:
• производить морфемный разбор ясных по составу слов,где слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; число имён прилагательных; число глаголов,лицо местоимений);
• изменять имена существительные, склонять в единственном числе имена существительные;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения:
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тема текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план теист
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
Повторение изученного в 3 классе. (5 ч.)
Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Текст - повествование, описание, рассуждение. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко – буквенный анализ слова. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Письмо слов с разделительным мягким, разделительным твёрдым знаками. Части речи. Личные местоимения.
Имя прилагательное. Учебник 3 класса 2 часть. (25 ч.)
Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Текст-описание. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменения имён прилагательных по числам.
Местоимения. Учебник 3 класса 2 часть. (6ч.)
Понятие о личных местоимениях. Роль в предложении. Изменение местоимений 3 лица.
Глагол. Учебник 3 класса 2 часть. (29 ч.)
Общее понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в предложении. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Текст-рассуждение. Понятие о временных формах глагола. Определение времени глагола. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени (-а, -о). Правописание глаголов с приставками. Правописание частицы не с глаголами.
Предложение. Учебник 4 класса 1 часть. (11 ч.)
Предложения с однородными членами. Распознавание однородных членов в предложениях. Запятая в предложениях с однородными членами без союзов. Однородные члены предложения, соединённые союзами и а но да(но). Правильное построение предложений с однороднымичленами.
Наша речь. Учебник 4 класса 1 часть. (18 ч.)
Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Письменное изложение текста (обучающее).
Слово в языке и речи. Учебник 4 класса 1 часть. (31 ч.)Части речи. Наречие. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление).
Повторение в конце учебного года (11 ч.)
Предложение и текст. Состав слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные и парные согласные в различных частях слова. Слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 доп. класс
Повторение (5 ч)
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение (16 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4-4 доп. классы
Обучающийся научиться:
- применять ранее и вновь изученные правила правописания:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ) и разделительный мягкий знак (ь);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён существительных, имён прилагательных и глаголов прошедшего времени;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- запятая в предложениях с однородными членами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- выполнять задания стандартизированной формы (в рамках программы);
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
- распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
- делить текст на части, соблюдать при письме красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся),
соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- распознавать и находить части речи на основе усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, частица, местоимение (в объёме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число;
- распознавать неопределённую форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
- изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- определять тему и основную мысль текста;
- составлять устный ответ-рассуждение;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку и опорным словам,
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- понимать и использовать в речи омонимы;
- различать в предложениях и текстах омонимов;
- понимать и использовать в речи наиболее известные фразеологизмы (устойчивые сочетаниях слов);
- различать в предложениях текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- применять правила правописания: запятая между частями в сложном предложении и в предложении с однородными членами, безударные родовые окончания имён существительных и имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени, безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);;
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах.
Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах
Форма обучения: очная
Свидетельство о государственной аккредитации: бессрочно
Язык, на которых осуществляется образование: русский
8. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с нарушением зрения (слепые)
Учебные планы на 2024-2025 уч.год
Рабочие программы
- Адаптированные рабочие программы 5 класс по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат"за 2022-2023 уч.год
- Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат"за 2022-2023 уч.год
- Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат" за 2023-2024 уч.год
- Адаптированные рабочие программы по образовательным предметам ГОУ ЯО"Гаврилов-Ямская школа-интернат" за 2024-2025 уч.год
- Адаптированные рабочие программы по внеурочной деятельности ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"
- Адаптированные рабочие программы по коррекционным курсам ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"
- Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"
Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК составлен на текущий 2024-2025 учебный год и действителен с 02.09.2024 г. по 31.08.2025 г.
Приказ № 03-02/30 от 05.06.2024 г. "О внесении изменений в АООП НОО и АООП ООО"
Календарный учебный график дополнительного образования на 2024-2025 учебный год
Общая численность обучающихся – 96
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов |
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица |
0 |
96 |
0 |
|
Дополнительное образование
Видеоролик «Как записаться на программу с использованием сертификата» - https://yadi.sk/i/-YGL9zq5R6KDww
Как получить сертификат дополнительного образования
Методические и иные документы, разработанные ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат"