Советы педагога психолога
Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей.
Проблема гиперактивности имеет большую педагогическую значимость в связи с высокой распространённость в детской популяции (5-9 %). Клиническую картину синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяют избыточная двигательная активность, расстройство внимания и импульсивность поведения, с характерной моторной неловкостью. Среди причин гиперактивности выделяют генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Диагноз «гиперактивность» ставит невролог.
Критерии выявления гиперактивного ребёнка в группе.
Оценка внимания.
v не может долго удерживать внимание;
v не слышит, когда к нему обращаются;
v не доводит начатое дело до конца;
v непоследователен в поведении;
v теряет вещи;
v часто бывает забывчив.
Оценка сверхактивности.
v беспокоен;
v спит меньше, чем другие дети;
v находится в постоянном движении;
v очень говорлив.
Оценка импульсивности.
v не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях;
v отвечает до того как его спросят;
v не может отложить вознаграждение;
v не подчиняется правилам;
v часто вмешивается прерывает говорящего.
Как помочь гиперактивному ребёнку?
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно:
§ работать с ними в начале дня, а не в вечернее время;
§ уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе;
§ перед началом работы (праздника, занятия) обговаривать с ребёнком правила поведения;
§ обговаривать с ребёнком вознаграждение (не обязательно материальное), которое он получит после занятия;
§ гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять;
§ инструкции, предъявляемые гиперактивному ребёнку должны быть чёткими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.
Игровые приёмы работы с гиперактивными детьми.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребёнку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.
Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребёнка к играм в малых группах и переходить к коллективным играм.
Рекомендации для родителей.
· поддерживайте дома чёткий распорядок дня;
· избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;
· говорите спокойно и сдержанно»
· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
· в определённый отрезок времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить;
· избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей;
· поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
· хвалите ребёнка каждый раз, когда он этого заслуживает;
· оберегайте ребёнка от утомления;
· полезны физические занятия, прогулки.
Игры для родителей и педагогов с гиперактивными детьми.
Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например пальчиковые игры из книги М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».
Игры на снятие напряжения, снижение агрессивности.
Взрослый кладёт на стол 6-7 предметов разной фактуры. Ребёнок оголяет руку по локоть. Родитель, воспитатель ласково, поглаживающее касается предметам руки ребёнка. Ребёнок угадывает с закрытыми глазами, что это за предмет.
Игры на развитие коммуникативных навыков.
Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы и т.д.). имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.
Советы логопеда
Что должно насторожить учителя и родителя в устной и письменной речи учеников:
Ø неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
Ø особый характер ошибок на письме:
Ø - ошибки не на правило;
Ø - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
Ø - регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
Ø - искажение графических образов букв;
Ø - пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
Ø - смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
Ø - грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.
Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме. |
Объективные причины стойких нарушений. |
Общие рекомендации их профилактики и коррекции. |
Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки – жуки). Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка – папушка). |
Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении. Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. |
- осуществлять тонкую дифференциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; - игра: «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения. |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит – сдт). |
Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности. |
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных и согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове; - придумать слова на определенный звук «с». |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. |
Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений. |
- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - игра «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения; - учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом) |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. |
Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа. |
- осуществлять дифференцирование сходных звуков (мак, рука); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - игра «Цепочки слов»; |
Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин – кувашин). |
Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия. |
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - придумать слова на определенный звук «с». |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. |
Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия. |
- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость); - отработка понятий левый – правый; - «Мягкие буквы»; - запоминание формы и соотношение её частей и пропорций; |
Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда – игонда). |
Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. |
- «Мягкие буквы»; - зрительный диктант на вербальном материале; |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. |
Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. |
-Игры на развитие слухового восприятия. |
Смешение печатных и письменных букв. |
Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв. |
- Зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость); |
Тремор при письме. |
Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций. |
- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок. |
Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. |
Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа. |
- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал). |
Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи – ши). |
Несформированность слухового восприятия |
-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. |
Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул – тянули). |
Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. |
Смотри рекомендации выше |
Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник – шипучка). |
Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи. Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления. |
- выделение существенных признаков; - игра «Четвертый лишний»; - называть слова близкие по существу. |
Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока). Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением. Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо – ухи). Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый – сливочный). |
|
- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи); - активизация различных способов словообразования; - уточнение значений различных синтаксических конструкций; - совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. |
Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – голобокая). Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку). Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела). |
Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений. |
- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..); - зрительный диктант; - смотри рекомендации выше. |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде. |
Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. |
- «Мягкие буквы»; - «Зрительные диктанты»; - конструирование букв из её элементов; - смотри рекомендации. |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки. |
Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. |
- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок; - отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки; - смотри рекомендации выше |