Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Страница обновлена 10.04.2021

 

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

 

 

 

 

 

 

Согласно решению учебного совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 23.09.2016года №7, ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» является базовой площадкой ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» по направлению  «Организация  доступной образовательной среды для детей с нарушением зрения»

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Организация условий для получения образования детьми с ОВЗ в Ярославской области»

Цель:  изучить и внедрить в практику новые подходы к организации доступной  и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ

 

Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.

Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

 

В период с сентября 2016 года  по декабрь 2017 года проведены следующие мероприятия:

-  внутренний аудит (паспортизация) доступности ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» для инвалидов и других маломобильных групп населения

           – консолидация усилий педагогического коллектива, рабочей группы по созданию условий, обеспечивающих организацию доступной и развивающей предметно-пространственной среды;

            – проведены мероприятия по созданию архитектурной доступной среды в школе-интернате в рамках программы «Доступная среда»;

            – приобретены технические средства обучения для незрячих и слабовидящих детей в рамках программы «Доступная среда»

          - организация педагогической  практикики студентов Ярославского педагогического университета им. Ушинского и Рыбинского педагогического училища по вопросам организации  обучения детей с ОВЗ;

              –  организация стажировки педагогов, повышающих свою квалификацию на базе ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", центра повышения квалификации "Специалист" по вопросам обучения детей с нарушением зрения и детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии, организации доступной среды;

 

-  руководство  тифлопедагогическим сообществом Ярославской области.  В рамках работы сообщества решались вопросы организации высокопрофессиональной деятельности тифлопедагогов, выработки единых требований в их работе, созданию доступной среды, работы с родителями, офтальмологами по раннему педагогическому сопровождению незрячих детей.

- консультирование по вопросам создания доступной среды для незрячих детей  работников музеев, библиотек, учителей общеобразовательных школ, специалистов ПМПК;


 -  С 2017 года – педагоги школы-интерната  включены в работу  комиссии тифлопереводчиков при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ярославской области. До этого назначения оказывала помощь государственному учреждению Ярославской области «Центр оценки и качества образования» в подготовке экзаменационных материалов для незрячих детей и созданию условий для проведения итоговой аттестации.

- базовая площадка позволила привлечь  сторонние организации: СОШ №49 г.Ярославля, "Молодежный центр" г.Гаврилов-Яма, "Газпром", фонд "Красно-белое сердце и т. д", которые способствуют улучшению доступной среды для детей с ОВЗ.
 Социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных задач, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

- в 2017 году школа-интернат награждена дипломом и  кубком  за 1 место в региональном конкурсе «Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» в номинации «Инклюзивная образовательная среда в школе»

 

 

 

 

- в 2016 году школа-интернат  награждена  дипломом финалиста региональной акции «Школа толерантности на уроке физической культуры»;

 

 

 

 

 

-  в 2017 году Басова Елена Игоревна- директор школы-интерната, тифлопедагог, награждена дипломом за 2 место в региональном конкурсе среди педагогов общего и дополнительного образования «Лучший педагог инклюзивного образования» в номинации «Инновационный опыт реализации инклюзивных подходов среди педагогов школ-интернатов»;

 

 

 

- в 2017 году школе- интернату выражена благодарность ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» за многолетнее плодотворное сотрудничество, творческий и грамотный подход к делу образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках региональной системы образования;

 

 

 

 

 

 

Развитие  инновационной деятельности

ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат»

2020-2023 гг.

ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат», как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы.  Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности. Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий.  С другой стороны, более конкретно оцениваются   результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы-интерната в образовательном инновационном пространстве.

 Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива – это создание условий для  обеспечения  дальнейшего  развития  образовательного учреждения.

                            Основные направления инновационной деятельности:

  1. Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
  2. Последовательное создание в школе- интернате здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием   здоровьесберегающих технологий.
  3. Развитие творческих способностей обучающихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
  4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
  5. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
  6. Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

Можно сказать, что в настоящее время мы находимся на этапе активного внедрения инноваций.

1.1. Области инноваций и их достоинства в содержании образования

направления

обоснование выбора

Реализация ФГОС (1-4, 4 доп.классы) – региональная и муниципальная площадка

Требования времени

Участие в национальном проекте «Образование» в рамках реализации направления «Поддержка семей, имеющих детей». Консультативная, психолого-педагогическая и методическая поддержка семей, имеющих детей с нарушением зрения.

Технологичность образовательной деятельности. Формирование инклюзивной компетентности родителей, как агентов первичной социализации.

Реализация Программ внеурочной деятельности (1-4, 4 доп. классы)

Создание условий для максимального раскрытия творческого, интеллектуального, лидерского и физического  потенциала учащихся, комфортных условий для развития  и социальной адаптации детей с ОВЗ.

 

Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ТМНР

Создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

 

                                   В методиках, технологиях:

- использование  здоровьесберегающих технологий;

- использование адаптивных, тестовых и информационных технологий;

- использование метода Портфолио с 1 класса для систематизации и обобщений;

 -использование новых технологий обучения (технологии  деятельностного типа, игровые технологии)

 - коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

-  поэтапное формирование умственных действий;

- разноуровневое обучение;

                              В организации образовательной деятельности

направления

обоснование выбора

Динамическое расписание

В первой половине дня преподаются предметы повышенной сложности и могут чередоваться с коррекционными , логопедическими,  психологическими и библиотечными уроками, во второй половине дня – уроки творческой направленности и коррекционные занятия, включение спортивных мероприятий и динамических уроков в основное расписание школы-интерната, что способствует снижению зрительной и эмоциональной нагрузки

Введение в традиционные педагогические технологии элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения

 

Модернизация традиционных технологий

Введение третьего часа физкультуры

 Федеральный план

Система оценивания (самооценка, уровни успешности)

 Повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

Новые формы организации урока

игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры, интегрированные уроки

Организация проектной деятельности учащихся, проектная деятельность, социальная проба, предметные недели     

на всех ступенях обучения

Организация родительских собраний по вопросам обучения, воспитания детей с нарушением зрения

Совместно  обеспечить включение в общество детей с ОВЗ, подготовить к активному участию в социальной жизни.

 

                                Во внутришкольном контроле

направление

обоснование выбора

Творческие группы педагогов

Публичные выступления, организационно-методическая деятельность, организация работы по формированию, изучению и обобщению передового опыта.

Социальные практики

для учащихся 8-10 классов

Индивидуальные образовательные траектории обучения

создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

Использование информационных технологий и программного обеспечения

позволяют систематизировать и хранить информацию об образовательном процессе

Использование школьной локальной сети, сайта

для передачи, систематизации и обобщения информации об образовательном процессе

Использование мультимедийного оборудования

для проведения семинаров, совещаний, собраний различного уровня для всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся)

Как мы видим, инновационные процессы затрагивают все образовательные области. Нововведения  в ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить  индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).

1.2. Достоинства инновационных технологий

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:

  • дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания
  • развивают самостоятельность в образовательной деятельности
  • создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает
  • повышается коммуникативная культура
  • растет мотивация к дальнейшему образованию
  • повышается самооценка ученика
  • положительный  валеологический аспект, снимается психологическое напряжение ученика и учителя.

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

- развивать  творческие способности и интеллект обучающихся;

- ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы ребёнка;

-  наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ (модель образовательного процесса, обеспечивающая  позитивные результаты введения ФГОС и формирование развивающей образовательной среды в школе);

- повышать  качество педагогической деятельности (организация урока, учебная мотивация учащихся);

  –  осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности;

  –  ориентировать деятельность  на получение нового образовательного результата;

-  устойчивости  работы школы- интерната.

 

           1.3. Распространение опыта инновационной деятельности школы

-  В 2018 году от региона школа приняла  участие в международном мастер-классе в Санкт-Петербурге  «Роль социального партнёрства в развитии образовательной организации».

- В 2018году школа приняла участие в совещании в формате круглого стола «Обеспечение физической и информационной доступности профессиональных образовательных организаций для лиц с ОВЗ и инвалидностью»

- В 2019 году школа-интернат награждена благодарственным письмом Главного Управления МЧС России по ЯО  за воспитание у учащихся чувства уважения к ветеранам-профессионалам пожарного дела и развития творческих способностей подрастающего поколения 

- В 2019 году школа-интернат награждена благодарственным письмом (федеральный уровень): Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ОВЗ, в соответствии с современными требованиями.

 

- В 2020 году школа приняла активное участие и предоставление опыта в рамках проведения межрегиональных педагогических чтений «Практика образования детей с инвалидностью и с ОВЗ: опыт, перспективы» в  АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

- В 2020 году школа приняла активное участие в круглом столе «Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями зрения в образовательном процессе» г. Санкт-Петербург

- В 2020 году   директор  школы-интерната Басова Е.И  стала  Членом Союза Дефектологов России.