УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Согласно решению учебного совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 23.09.2016года №7, ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» является базовой площадкой ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» по направлению «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушением зрения»
Тема: «Организация условий для получения образования детьми с ОВЗ в Ярославской области»
Цель: изучить и внедрить в практику новые подходы к организации доступной и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ
Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.
Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
В период с сентября 2016 года по декабрь 2017 года проведены следующие мероприятия:
- внутренний аудит (паспортизация) доступности ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа-интернат» для инвалидов и других маломобильных групп населения
– консолидация усилий педагогического коллектива, рабочей группы по созданию условий, обеспечивающих организацию доступной и развивающей предметно-пространственной среды;
– проведены мероприятия по созданию архитектурной доступной среды в школе-интернате в рамках программы «Доступная среда»;
– приобретены технические средства обучения для незрячих и слабовидящих детей в рамках программы «Доступная среда»
- организация педагогической практикики студентов Ярославского педагогического университета им. Ушинского и Рыбинского педагогического училища по вопросам организации обучения детей с ОВЗ;
– организация стажировки педагогов, повышающих свою квалификацию на базе ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", центра повышения квалификации "Специалист" по вопросам обучения детей с нарушением зрения и детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии, организации доступной среды;
- руководство тифлопедагогическим сообществом Ярославской области. В рамках работы сообщества решались вопросы организации высокопрофессиональной деятельности тифлопедагогов, выработки единых требований в их работе, созданию доступной среды, работы с родителями, офтальмологами по раннему педагогическому сопровождению незрячих детей.
- консультирование по вопросам создания доступной среды для незрячих детей работников музеев, библиотек, учителей общеобразовательных школ, специалистов ПМПК;
- С 2017 года – педагоги школы-интерната включены в работу комиссии тифлопереводчиков при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ярославской области. До этого назначения оказывала помощь государственному учреждению Ярославской области «Центр оценки и качества образования» в подготовке экзаменационных материалов для незрячих детей и созданию условий для проведения итоговой аттестации.
- базовая площадка позволила привлечь сторонние организации: СОШ №49 г.Ярославля, "Молодежный центр" г.Гаврилов-Яма, "Газпром", фонд "Красно-белое сердце и т. д", которые способствуют улучшению доступной среды для детей с ОВЗ.
Социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных задач, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
- в 2017 году школа-интернат награждена дипломом и кубком за 1 место в региональном конкурсе «Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» в номинации «Инклюзивная образовательная среда в школе»
- в 2016 году школа-интернат награждена дипломом финалиста региональной акции «Школа толерантности на уроке физической культуры»;
- в 2017 году Басова Елена Игоревна- директор школы-интерната, тифлопедагог, награждена дипломом за 2 место в региональном конкурсе среди педагогов общего и дополнительного образования «Лучший педагог инклюзивного образования» в номинации «Инновационный опыт реализации инклюзивных подходов среди педагогов школ-интернатов»;
- в 2017 году школе- интернату выражена благодарность ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» за многолетнее плодотворное сотрудничество, творческий и грамотный подход к делу образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках региональной системы образования;