Страница обновлена 12.07.2017

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Страница обновлена 12.07.2017
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат"

Советы педагога психолога

 Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

         Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей.

   Проблема гиперактивности имеет большую педагогическую значимость в связи с высокой распространённость в детской популяции (5-9 %). Клиническую картину синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяют избыточная двигательная активность, расстройство внимания и импульсивность поведения, с характерной моторной неловкостью. Среди причин гиперактивности выделяют генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Диагноз «гиперактивность» ставит невролог.

   Критерии выявления гиперактивного ребёнка в группе.

Оценка внимания.

v  не может долго удерживать внимание;

v  не слышит, когда к нему обращаются;

v  не доводит начатое дело до конца;

v  непоследователен в поведении;

v  теряет вещи;

v  часто бывает забывчив.

   Оценка сверхактивности.

v  беспокоен;

v  спит меньше, чем другие дети;

v  находится в постоянном движении;

v  очень говорлив.

   Оценка импульсивности.

v  не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях;

v  отвечает до того как его спросят;

v  не может отложить вознаграждение;

v  не подчиняется правилам;

v  часто вмешивается прерывает говорящего.

                        Как помочь гиперактивному ребёнку?

   Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно:

§  работать с ними в начале дня, а не в вечернее время;

§  уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе;

§  перед началом работы (праздника, занятия) обговаривать с ребёнком правила поведения;

§  обговаривать с ребёнком вознаграждение (не обязательно материальное), которое он получит после занятия;

§  гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять;

§  инструкции, предъявляемые гиперактивному ребёнку должны быть чёткими и краткими (не более 10 слов).

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

             Игровые приёмы работы с гиперактивными детьми.

   При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребёнку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребёнка к играм в малых группах и переходить к коллективным играм.

                  Рекомендации для родителей.

·         поддерживайте дома чёткий распорядок дня;

·         избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

·         говорите спокойно и сдержанно»

·         для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

·         в определённый отрезок времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

·         избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей;

·         поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;

·         хвалите ребёнка каждый раз, когда он этого заслуживает;

·         оберегайте ребёнка от утомления;

·        полезны физические занятия, прогулки.

         Игры для родителей и педагогов с гиперактивными детьми.

   Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например пальчиковые игры из книги М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

           Игры на снятие напряжения, снижение агрессивности.

    Взрослый кладёт на стол 6-7 предметов разной фактуры. Ребёнок оголяет руку по локоть. Родитель, воспитатель ласково, поглаживающее касается предметам руки ребёнка. Ребёнок угадывает с закрытыми глазами, что это за предмет.

                  Игры на развитие коммуникативных навыков.

   Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те,  у кого … (светлые волосы и т.д.). имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.

 

 

 

 

 

Советы логопеда

Что должно насторожить учителя и родителя в устной и письменной речи учеников:

Ø неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

Ø особый характер ошибок на письме:

Ø -  ошибки не на правило;

Ø -  стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обуче­ния;

Ø -  регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ре­бенка;

Ø -  искажение графических образов букв;

Ø -  пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

Ø -  смешивание парных согласных в устной и письмен­ной речи;

Ø -  грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

 

Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

 

Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме.

Объективные причины стойких нарушений.

Общие рекомендации их профилактики и коррекции.

Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки – жуки).

Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка – папушка).

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.

Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха.

- осуществлять тонкую дифференциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

- игра: «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит – сдт).

Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных  и согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук «с».

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- игра «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения;

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.

- осуществлять дифференцирование сходных звуков (мак, рука);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- игра «Цепочки слов»;

Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин – кувашин).

Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

-  выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- придумать слова на определенный звук «с».

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних.

Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

- отработка понятий левый – правый;

- «Мягкие буквы»;

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда – игонда).

Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.

- «Мягкие буквы»;

- зрительный диктант на вербальном материале;

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия.

 -Игры на развитие слухового восприятия.

Смешение печатных и письменных букв.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв.

- Зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

Тремор при письме.

Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи – ши).

Несформированность слухового восприятия

-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е.

Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул – тянули).

Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса.

Смотри рекомендации выше

Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник – шипучка).

Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.

Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- называть слова близкие по существу.

Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока).

Неумение пользоваться грамматическими связями  слов в предложение согласованием, управлением.

Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо – ухи).

Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый – сливочный).

 

- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- активизация различных способов словообразования;

- уточнение значений различных синтаксических конструкций;

- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – голобокая).

Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку).

Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела).

Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);

- зрительный диктант;

- смотри рекомендации выше.

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- «Мягкие буквы»;

- «Зрительные диктанты»;

- конструирование букв из её элементов;

- смотри рекомендации.

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки.

Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;

- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;

- смотри рекомендации выше