Страница обновлена 12.07.2017

Контактный телефон медицинской службы: 8-(48534)20046

 

Советы офтальмолога

Глаз является одним из самых драгоценных органов человека. С его помощью нашему сознанию доставляются наиболее многочисленные и наиболее точные, по сравнению с другими органами чувств, сведения об окружающем нас внешнем мире. Глаз представляет одно из самых больших окон во внешний мир, доставляя человеку огромную радость его познания и возможность наслаждения красотами природы и искусных творений человеческих рук. Поэтому заболевания, приводящие к снижению, а иногда и к потере зрения, требуют к себе особого внимания родителей, педагогов.

Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, влаги передней камеры, хрусталика и стекловидного тела. Для получения четкого изображения рассматриваемых объектов важна не преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, а ее способность фокусировать лучи света на сетчатке. Поэтому в офтальмологии пользуются понятием клинической рефракции, под которой понимают соотношение между преломляющей силой и положением сетчатки глаза. В зависимости от положения заднего главного фокуса (точки преломления лучей, проходящих через оптическую систему глаза параллельно его оптической оси) по отношению к сетчатке глаза различают три вида клинической рефракции:

-         эмметропия – преломляющая сила оптической системы глаза соответствует длине его оси, фокус параллельных лучей совпадает точно с сетчаткой. У таких людей нормальное зрение, т.е. хорошее зрение вдаль, а для зрения вблизи рефракция глаза усиливается за счет аккомодации глаза.

-         миопия, или близорукость, развивается при расположении заднего фокуса впереди сетчатки глаза. Глаза близоруких людей как бы обладают повышенной преломляющей силой. Этот человек может хорошо видеть вблизи на определенном расстоянии в зависимости от степени миопии. Однако в данном случае аккомодация глаза не обеспечивает нормального зрения. Для нормального зрения необходимо применение рассеивающих линз.

-         гиперметропия, или дальнозоркость, определяется при расположении главного фокуса позади сетчатки глаза. Такой глаз при включении аккомодации способен хорошо видеть вдаль. Но для рассмотрения близких предметов человек вынужден максимально использовать свою аккомодацию. В случае недостаточности аккомодации необходимо использовать собирательную линзу.

  

К наиболее часто встречающимся глазным заболеваниям у детей относится миопия (близорукость). Примерно четвертую часть учащихся школ слабовидящих детей составляют дети с миопией, а среди инвалидов детства по зрению дети с миопией составляют 50%. Предупреждение развития миопии или дальнейшего её прогрессирования составляет одну из самых насущных задач охраны зрения у детей.

Близорукость (миопия) – от греческого слова «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение – является одним из недостатков преломляющей силы глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдаленные предметы. Близорукие обычно подносят рассматриваемый предмет к глазам, щурят их.

Причины миопии:

1.     Генетические исследования показывают, что у близоруких родителей часто бывают близорукие дети, причем наследственный фактор влияет на образование оси глаза и несколько меньше – на преломляющую силу роговицы и хрусталика, т.е. наследуется сама миопическая рефракция, а не степень выраженности ее клинических проявлений.

2.     Неблагоприятное влияние внешней среды, особенно при длительном рассматривании с близкого расстояния (профессиональная и школьная миопия).

3.     Повышенная растяжимость склеры. Клинические исследования показывают, что при близорукости средней и высокой степени происходит диссоциация, разволокнение и атрофия коллагеновых фибрилл склеры.

4.     По теории Э.С. Аветисова, одним из важнейших факторов развития миопии является первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

5.     Хронические заболевания (ревматизм, тонзиллиты и т.д.) ведут к ослаблению аккомодационной способности глаза.

6.     Спазм аккомодации – патологическое перенапряжение аккомодационной мышцы при вегетативной дистонии, с одной стороны, и неблагоприятные условия – «зрительная работа» на близком расстоянии – с другой. В результате снижается острота восприятия предметов сначала на близком расстоянии, а затем и вдали.

 

      Клинические проявления миопии: лучи света после преломления в глазу фокусируются впереди сетчатки, поэтому на ней возникает светорассеянное изображение.

         Близорукие прищуривают глаза при рассматривании предметов, что приводит к уменьшению кругов светорассеяния, а поэтому к более четкому восприятию объектов. Снижение зрения зависит от степени близорукости (слабая, средняя, высокая).

         В школе по мере роста постоянной зрительной нагрузки, особенно при неблагоприятных условиях, частых заболеваниях, наследственном предрасположении и т.д., дальнозоркая и эмметропическая рефракция может перейти постепенно в близорукую. В этом отношении возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этом возрасте поэтому возможны и достаточно эффективны профилактические мероприятия. В возрасте от 11 до 15 лет эти изменения становятся более устойчивыми, увеличивается число школьников с близорукой рефракцией. В старших классах при сохранении действующих на зрение неблагоприятных факторов увеличивается не только число близоруких школьников, но и степень близорукости.

Все большее значение в происхождении миопии отводят влиянию зрительной работы, производимой длительное время с нарушением гигиенических норм (неправильная посадка, недостаточное освещение рабочей поверхности и т. д.). У школьников физически недостаточно развитых, мало занимающихся физическим трудом и спортом, ослабленных болезнями, мало бывающих на свежем воздухе и солнце, длительно занятых напряженной зрительной работой на близком расстоянии, чаще возникает и быстрее нарастает близорукость.

 

     Способы коррекции миопии:

1.     Коррекция с применением очков является основным средством исправления остроты зрения при близорукости. В очках применяются рассеивающие линзы. Назначение очков в раннем детском возрасте способствует правильному развитию глаза и позволяет рассчитывать на постепенное улучшение зрения.

2.     Контактные линзы. В оптическом отношении контактные линзы, изготовленные из пластических материалов, являются более совершенным видом коррекции зрения, имеющим как свои положительные, так и отрицательные стороны. Их накладывают непосредственно на передний отдел глазного яблока так, чтобы они представляли с глазом единую оптическую систему. В данном случае при изменении направления взгляда контактная линза повторяет движения глазного яблока. В косметическом отношении контактные линзы также выгодно отличаются от очков, так как не видны окружающим.

3.     Точечный массаж. Воздействие пальцами на биологически активные точки организма входит в состав комплексного лечения рефлекторным путем, активизируя орган зрения.

4.     Упражнения по улучшению зрения. Комплексы упражнений, направленные на укрепление глазных мышц и улучшение аккомодации глаза, обязательно входят в систему лечения при различных видах аметропии.

5.     Медикаментозное лечение. Необходимость в применении медикаментозного лечения возникает в случае прогрессирующей близорукости и возникновения осложнений (отслойка сетчатки, периферическая дистрофия сетчатки). При комплексном лечении назначают препараты для укрепления опорно-соединительной ткани, витамины, сосудорасширяющие препараты и средства, улучшающие микроциркуляцию в сосудах глаза.

6.     Аппаратное лечение. Входит в состав комплексного консервативного лечения. Проводится в глазных кабинетах поликлиник, в глазных отделениях стационаров, в детских санаториях, имеющих офтальмологический профиль.

7.     Хирургическое лечение. В настоящее время оперативный метод лечения как средство борьбы с прогрессирующей миопией прочно занимает одно из ведущих мест:

-         склероукрепляющие операции;

-         кераторефракционные операции:

                а) передняя радиальная кератотомия (с помощью передних меридиональных периферических надрезов роговицы достигается увеличение радиуса кривизны роговицы над ее зрачковой зоной и тем самым уменьшается ее преломляющая сила);

                б) технология лазерного специализированного кератомилеза (ЛАСИК). Сущность операции состоит в том, что с помощью микрокератома (специального роговичного ножа) проводится формирование роговичного лоскута. Изменение кривизны роговой оболочки осуществляется эксимерным лазером, управляемым компьютером. Затем роговичный лоскут укладывают на место.

          

 

Профилактика близорукости.

         Комплекс мер по профилактике миопии и приостановлению ее прогрессирования предусматривает следующие мероприятия:

-         общее укрепление организма ребенка;

-         активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

-         укрепление мышечно-связочного аппарата глаз;

-         улучшение кровообращения в тканях глаза;

-         улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомодационной мышцы;

-         укрепление склеры.

 

Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц.

1.     Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению глазных мышц.

2.     Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

3.     Выполняется стоя. 1 – смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; 2 – поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; 3 – перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд; 4 – опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4.     Выполняется сидя. 1 – закрыть веки; 2 – массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа к наружному краю глаза, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот). Продолжительность – 1 минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5.     Выполняется стоя. 1 – поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза; 2 – смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд;3 – прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд; 4 – убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 5 – поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; 6 – смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 7 – прикрыть ладонью правой руки глаз на 3-5 секунд; 8 – убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Способствует объединенной работе обоих глаз.

6.     Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 – отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2 – медленно продвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3 – то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.

7.     Выполняется сидя. 1 – тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; 2 – спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

8.     Упражнение «метка на стекле», проводящее тренировку аккомодации. Нанести на оконное стекло на уровне глаз метку диаметром 3-5 мм. Ребенок в очках для дали становится у окна на расстоянии 30-35см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировать взгляд на этом предмете, затем перевести его на метку на стекле, а затем снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят 2 раза в день в течение 40-45 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня продолжительность увеличивается до 5 минут, а в остальные дни и до окончания полного курса продолжительность упражнения – 7 минут.

9.     Пальминг. Сначала потрите ладонь о ладонь, чтобы согреть руки. Затем прикройте ладонями закрытые глаза. Нижний край ладони должен лежать на скуле, а пальцы на лбу – чтобы избежать малейшего давления на глазные яблоки. Пальминг лучше всего делать сидя, поставив локти на стол. Цель пальминга – дать глазам полный отдых. Вы будете «видеть» абсолютную темноту. Пальминг рекомендуется делать понемногу, но часто.

 

Правила гигиены зрения.

1.     Нельзя читать и писать с наклоном головы ниже 30-35 см от книги.

2.     Нельзя читать лежа, на ходу, в транспорте.

3.     Регулировать чередование труда и отдыха, каждые 15-20 минут зрительной работы сочетать с 5-ю минутами отдыха.

4.     Рабочее место должно освещаться настольной лампой мощностью 60 вт. Светильник должен стоять слева, чтобы тень от руки не мешала.

5.     Работа на компьютере. Продолжительность работы на компьютере зависит от возраста ребенка и состояния его здоровья. Рекомендуется практически здоровым детям в возрасте 6 лет – не больше 15 минут, 7-9 лет – не больше 20 минут непрерывной работы на компьютере. Для детей, у которых есть нарушение зрения, отклонения со стороны центральной нервной системы время работы с компьютером сокращается: для детей в возрасте 6-7 лет – до 10 минут, 8-9 лет – не больше 15 минут. Более старшим детям – ученикам 6-7 классов – 20 минут, 8-9 классов -  20-25 минут, 10-11 классов – до 30 минут в течение одного занятия или по 20 минут при 2 часовом занятии.

Время занятий с компьютером во время каникул может быть несколько  большим. Например, в течение дня:

-         для учеников 8-10 лет: одно занятие 45 минут;

-         для учеников 11-13 лет: два занятия по 45 минут;

-         для учеников 14-16 лет: три занятия по 45 минут.

Практиковать перерывы длительностью не менее 10 минут для пребывания вне помещения и для занятий физическими упражнениями и подвижными играми.

6.     Нельзя смотреть телевизор больше 30-40 минут и на расстоянии ближе 3 метров от экрана. Не смотреть телевизор в полной темноте.

7.     Спать не менее 8-10 часов.

8.     Делать гимнастику для мышц шеи и спины, гимнастику для глаз.

9.     Правильное рациональное питание.